WB01514_.gif (256 bytes)   В главное меню

name1.gif (2549 bytes)

obl_ka.gif (53709 bytes)

"Коррекция поведения или перевоспитание собак." Москва, 1996

Предлагаемая книга поможет вам исправить поведение вашей собаки, предоставляя для этого достаточно много методов и способов, учитывающих биологические и зоопсихологические особенности братьев наших меньших. Если у вас еще нет собаки она будет руководством к тому, как избежать возможным осложнений и ошибок в выращивании и воспитании щенка. Автор книги, кандидат ветеринарных наук, инструктор по дрессировке Владимир Гриценко, возможно известен вам по оригинальным статьям в газетах “Птичий Рынок” и “Кот и Пес” или по выступлениям в радиопередаче “Мой ласковый и нежный зверь”.

1. Мы и наши собаки

4. 11. Метод 11. Устранение мотивации

5.12. Собака сильно тянет по лестнице и на улице

2. Причины плохого поведения

5. Практические уроки

5.13. Собака громко визжит и скулит, когда вы идете на прогулку

3. Как появляются дурные привычки

5.1. Собака очень долго считает квартиру туалетом

5.14. Трусливая собака

4. Воспитание и перевоспитание 4.1. Метод 1. Формирование отсутствия нежелательного поведения.

5.2. Собака подбирает пищу с земли и берет от посторонних людей

5.15. Собака очень драчлива или очень боится других собак

4.2. Метод 2. Устранение возможности совершения нежелательного поведения

5.3. Собака бегает за автомобилями, велосипедистами, спортсменами-бегунами и кошками

5.16. Собака портит мебель и обувь

4.3. Метод 3. Наказание

5.4. Собака много лает на улице и дома

5.17. Собака кусает членов семьи или владельца

4.4. Метод 4. Отрицательное подкрепление

5.5. Собака выбегает на проезжую часть

4.5. Метод 5. Угашение

5.6. Собака ворует со стола

4.6. Метод 6. Привыкание 5.7. Собака прыгает на хозяина, когда он возвращается домой
4.7. Метод 7. Ориентировочное торможение 5.8. Собака излишне агрессивна к прохожим
4.8. Метод 8. Выработка несовместимого поведения

5.9. Собака валяется в отбросах и кале

4.9. Метод 9. Связь поведения с определенным сигналом

5.10. Собака не подходит по команде

4.10. Метод 10. Подкрепление отсутствия нежелательного поведения

5.11. Собака надолго убегает из дома

Мы и наши собаки

В конце 1993 начале 1994 года 99 владельцев собак города Москвы, отвечая на вопросы специально разработанной анкеты, поделились своими тайнами, проблемами и заботами.

Оказалось, что чаще всего собак приобретают для души (Таблица № 1), но, наверное, это потому, что собака явление сложное, красивое и живое. То есть, для чего бы мы не приобретали собаку, прежде всего мы делаем это для души.

Таблица № 1. Цель приобретения собаки

Цель приобретения

Количество владельцев указавших причину (в%)

Примечание

Для души

65.7

Почти половина опрошенных отметили два цели

Для охраны

39.4

 

Как компаньона

25.2

 

Как племенную собаку

17.1

 

Для детей

16.1

 

Другое

1.0

Как поводыря слепого

И делаем это чаще всего через знакомых (41.6%) или клубы (21.2%), реже на Птичьем Рынке (17.8%) и по объявлению в газете (15.8%), а иногда нам дарят или мы находим собаку на улице (2.9%).

Насколько несерьезно при этом мы относимся к появлению собаки, отражено в Таблице № 2.

Таблица № 2. Учет условий при выборе породы собаки

Условия

Количество владельцев учитывающих условие (в %)

Примечание

Особенности породы

44.4

Почти каждый опрошенный

Только собственный вкус

43.4

отметил более чем

Целевое назначение породы

29.3

одно условие

Опыт в содержании собак

23.2

9% опрошенных отметили

Наличие свободного времени

16.2

три условия

Экономические возможности

15.1

 

Состав семьи

13.1

 

Квартирные условия

12.1

 

Престижность породы

4.0

 

Модность породы

3.0

 

Хотя каждым опрошенным были учтены не менее двух условий, а некоторые учитывали и три, мы приобретаем собак, вероятно, в состоянии повышенного эмоционального настроя, то есть несерьезно, поддавшись обаянию маленького очаровательного существа. Это подтверждают и ответы на вопросы о том, насколько представляли себе владельцы серьезность проблем, связанных с появлением щенка (Таблица № 3).

Таблица № 3. Оправдание ожиданий владельцев

Вы ожидали, что с собакой будет...

Интереснее

39.2%

 

Труднее

35.5%

 

Проще

25.0%

 

Скучнее

1.3%

 

Вы ожидали, что потребуются...

Дополнительное время

60.6%

Почти половина

Дополнительные знания

54.5%

опрошенных отме-

Дополнительные расходы

39.4%

тили два пункта

Однако через год-полтора только 7% опрошенных ответили, что ошиблись в выборе породы, а 5% не ответили на вопрос. Много этого или мало? С точки зрения беспристрастной статистки немного. Но для каждого кто ошибся, как и для его собаки, это трагедия.

Результатом недооценки достаточности кинологического опыта, особенностей породы да и свободного времени, являются всевозможные осложнения, встречающиеся в период выращивания и воспитания собаки. По крайней мере 53.2% опрошенных сознались в том, что собаку воспитывать было нелегко, оценивая свои качества воспитателя следующим образом (по пятибальной системе):

- 2 балла - 1.4%;  - 3 балла - 56.2%;  - 4 балла - 38.7%; - 5 баллов - 2.7%.

Выращивая и воспитывая собаку, участники опроса чаще всего пользовались информацией из газет, журналов, книг и от знакомых собачников (Таблица № 4).

Таблица № 4. Популярность источников информации

Книги, журналы, газеты

82.9%

Каждый второй

Знакомые собачники

48.5%

пользовался более

Собственный опыт

37.4%

чем 1 источником,

Заводчик

30.3%

каждый третий - 3

Клуб любителей собак

25.2%

 

Здравый смысл

20.2%

 

Телевидение

3.0%

 

Оказалось очень небольшой информационная роль клубов любителей собак и заводчиков и, наверное, в связи с этим только один владелец выращивая и воспитывая щенка ни в чем не испытывал недостатка (Таблица № 5).

Таблица № 5. Недостаток испытываемый владельцами при выращивании и воспитании щенка

Ветеринарных знаний

51.5%

Каждым опрошенным

Практических навыков воспитания

48.5%

отмечено 2 пункта,

Времени

36.4%

почти половиной - 3

Терпения

33.3%

 

Знаний о поведении собак

30.3%

 

Знаний о кормлении собак

23.2%

 

Денег

15.1%

 

Знаний о содержании собак

14.1%

 

Не ощущали

1.1%

 

Наиболее часто владельцы испытывают недостаток ветеринарных знаний и знаний о воспитания собак.

Иногда в жизни, как в компьютерной игре, хочется вернуться назад, чтобы недопустить или вовремя предотвратить те или иные осложнения и ошибки. Такое желание возникает и у тех, кто вырастил собаку, особенно если она первая. Очень трудно, глядя на месячного бутуза, представить себе, что он когда-нибудь станет непослушным, независимым, а то и агрессивным. Хорошо было бы выяснить наиболее слабые места нашего воспитания, хотя бы для того, чтобы те, кто заводит собаку впервые, смог предостеречься от подводных камней.

По результатам ответов на вопрос: “Если бы вернуться назад, вы больше бы уделяли внимания?... (Таблица № 6), оказалось, что наименее серьезно мы относимся к воспитанию и воспитательной дрессировке своих щенков.

Таблица № 6. Если бы вернуться назад, то внимания больше уделяли...

Воспитанию

55.6%

Каждым было отме-

Воспитательной дрессировке

48.5%

чено 2 пункта,

Физической подготовке

34.3%

почти половиной - 3

Здоровью собаке

30.3%

 

Кормлению

19.2%

 

Ветеринарным требованиям

15.1%

 

Таким образом, если бы существовала машина времени, большинство владельцев больше бы занимались воспитанием своих собак, причем воспитывали их гораздо требовательнее и немного жестче (Таблица № 7).

Таблица № 7. Если вы вернуться назад, воспитывать щенка стали бы ...

Более внимательно

50.5%

39% опрошенных

Гораздо требовательнее

32.3%

отметили более чем

Немного жестче

20.2%

один пункт

Точно также

20.2%

 

Мягче

15.1%

 

Менее требовательнее

1.0%

 

По мнению тех, кто уже вырастил собаку, начинающий владелец должен знать (Таблица № 8) прежде всего способы и методы воспитательной дрессировки, оказание первичной ветеринарной помощи, закономерности поведения собак и особенности их кормления, но каждым опрошенным было отмечено не менее 6 позиций.

Таблица № 8. Начинающий владелец должен знать...

Способы и методы воспитательной дрессировки

72.7%

Оказание первичной ветеринарной помощи

69.7%

Поведение собак

68.7%

Особенности кормления

66.7%

Инфекционные болезни

52.5%

Физиологию собаки

51.5%

Особенности гигиены содержания

42.4%

Методы и способы лечения собак

42.4%

Инвазионные болезни

38.4%

Основы Высшей Нервной Деятельности

36.4%

Анатомию собаки

34.3%

Где, что и по какой цене купить для собак

33.3%

Считается уже устоявшимся предположение о том, что собака воспринимает семью человека как стаю себе подобных. И, хотим мы этого или не хотим, строит свои взаимоотношения с нами по ее строгим и жестким законам, из которых основным является закон доминирования-подчинения (закон иерархических взаимоотношений). Именно существование иерархических взаимоотношений делает стаю управляемой, что позволяет координировать действия партнеров и снижает количество физических агрессивных контактов (драк) .

Послушание собаки в семье, отсутствие агрессивных конфликтов и, в целом, удовлетворенность собакой, определяется многими причинами: породными особенностями, свойствами высшей нервной деятельности собаки, составом семьи и уровнем взаимоотношений членов семьи между собой и собакой. Но, особенно, ранним воспитанием собаки, во время которого и формируются ее иерархические взаимоотношения с членами семьи. Кстати, неформироваться они не могут, если вы не придаете этому должного внимания, собака возьмет инициативу в свои лапы, а то и зубы.

Основная роль в выращивании и воспитании собаки, как правило, принадлежит одному человеку, которого мы и назовем владельцем собаки. Конечно, владелец может играть в семье самые различные социальные роли - быть мужем (отцом), женой (матерью), бабушкой и ребенком, но главным его признаком является то, что он больше всех остальных уделяет внимание собаке.

Оказалось, что владельца можно определить лишь в 80% случаев (Таблица № 9), а 25% опрошенных признались, что повышенное внимание собаке оказывает не один человек.

Таблица № 9. Внимание членов семьи к собаке

Члены семьи

Кто больше уделяет внимания (в %)

Владелец

79.8

Жена (мать)

14.1

Муж (отец)

11.1

Все одинаково

11.1

Дети

6.0

Бабушка

2.0

Дедушка

1.0

Никто

-

О взаимоотношениях собаки с членами семьи можно судить по результатам опроса, представленным в Таблице № 10.

Таблица № 10. Взаимоотношение собаки с членами семьи

Члены семьи

Кого считают лидером семьи

Кого лучше слушается

Кого боится

Кого больше любит

На кого рычит или кусает

Владельца

49.5%

72.9%

36.8%

45.9%

5.8%

Мужа (отца)

14.9%

12.6%

14.1%

8.1%

3.8%

Жену (мать)

10.9%

1.8%

3.8%

15.6%

3.8%

Никого

15.9%

3.6%

40.6%

0.7%

61.5%

Бабушку

-

0.9%

2.8%

2.9%

5.6%

Дедушку

3.9%

1.8%

-

3.7%

2.0%

Одного из детей

1.9%

-

0.9%

7.4%

7.7%

Собаку

2.9%

-

-

-

-

Детей

3.6%

3.6%

-

-

8.1%

Всех одинаково

-

2.7%

0.9%

15.6%

-

Характерно, что владелец собаки в большинстве случаев является лидером семьи. Именно лидерство, особенно по отношению к собаке, определяет ее управляемость и послушаемость, поэтому собака лучше слушается владельца и мужа (отца) и их же больше боится. Хорошо конечно, что собаки никого не боятся в 40% случаев, но плохо, что встречаются семьи, где они и никого не слушаются.

Сердце собаки, по большей части, принадлежит владельцу и его жене или матери. Ничего удивительного, жены и мамы балуют наших собак - их можно любить, но слушаться не обязательно.

В результате неправильного выбора породы, нехватки времени или неправильном воспитании щенка возможны конфликты. Только 61% семей с собаками сумели их избежать. Нелады в общении могут иметь различные формы: от игнорирования приказаний, неохотного их выполнения, сопротивления при принуждении, до рычания и покусов. Наибольшее притеснение со стороны собак испытывают дети и бабушки, имеющие низкие ранги в иерархической структуре семьи. Причем 5% опрошенных отметили, что конфликты возникают не только с одним членом семьи.

strela1.gif (1756 bytes)  Наверх

Причины плохого поведения

Из своего жизненного опыта вы, вероятно, уже знаете, что ничего на свете не бывает беспричинным. Даже если причина не очевидна, это не значит, что ее нет, просто мы до нее не докопались. И поэтому давайте согласимся с тем, что причина плохого поведения есть всегда, и часто даже не одна.

Но не смотря на то, что собаки относятся к высокоорганизованным существам, они не доросли еще до того, чтобы делать что-то вредности для или мести ради. Очень легко обвинить собаку в хулиганских побуждениях, это не требует от хозяина труда по изучению зоопсихологии, но не помогает найти выход из создавшейся ситуации. Оставим это и рассмотрим себя, уважаемые владельцы, как основной и единственный источник причин плохого поведения своих собак.

НЕДОСТАТОЧНАЯ КИНОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ прежде всего проявляется в НЕПРАВИЛЬНОМ ВЫБОРЕ ПОРОДЫ. Например, девушка в качестве своей первой собаки решает завести кавказскую овчарку, а через год-полтора сталкивается с проблемами неподчинения и агрессии к себе или членам своей семьи. Или городской житель, справедливо полагая, что лайка “самая умная” собака, приобретает щенка и затем обнаруживает, что его ни во что не ставят, игнорируют как хозяина и часто просто убегают на недельную прогулку.

Приобретая щенка, мы можем начать его дрессировать с понедельника или через месяц, а можем вообще не дрессировать, но не воспитывать его не можем. Мы воспитываем нашу собаку, даже когда не хотим этого или когда спим. Все общение с собакой уже воспитывает ее. То есть, если мы не воспитываем собаку сознательно, мы воспитываем ее неправильно. НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, как причина будущего плохого поведения может проявляться в закреплении дурных привычек при поведении как дома, так и на улице. Это прежде всего агрессия к членам семьи, прыжки на хозяина и других людей, приставание на улице к прохожим, подбирание пищи с земли, невыполнение команды “Ко мне!” и почти все остальные проступки собаки. В последнее время у меня все более крепнет мнение, что агрессивней английского коккер-спаниеля собаки нет, так часто приходится корректировать внутрисемейное поведение собак этой породы. А все потому, что многие владельцы считают, что воспитывать небольших собак не обязательно.

А НЕАККУРАТНОСТЬ? Вспомните, все ли ценные для вас вещи вы убирали вне досягаемости щенка, уходя на работу? А не играли ли вы ненароком со щенком предметами обихода? А не смеялись ли вы над тем как забавно треплет щенок вашу брючину? Или над тем как он подпрыгивает, радостно встречая вас? А не шлепали ли вы щенка, когда он съев селедочную головку, наконец подходил к вам? То есть, не ПОДКРЕПЛЯЛИ ЛИ ВЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНО неправильное поведение? Или бывает еще и так: щенок, гуляющий без поводка, погнался за кошкой и загнал ее на дерево. Вы, желая наказать его за преследование кошки, подзываете и шлепаете. При этом вы считаете, что поступили правильно, а между тем щенок понял лишь то, что после веселой погони за кошкой, не подходи к хозяину - попадет по первое число.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ВЫРАЩИВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ, заключается прежде всего в том, что мы недооцениваем потребность щенков и молодых собак в физической нагрузке. Собака после прогулки должна быть уставшей. ОТСУТСТВИЕ ИЛИ НЕДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ основная причина того, что наши собаки портят мебель, полы, обои и обувь. Как впрочем ОТСУТСТВИЕ ИЛИ НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ уделяемого собаке, НЕДОСТАТОК ОБЩЕНИЯ с ней, выражающиеся в том, что собаку часто и надолго оставляют наедине с собой. Мы забываем, что собака существо стайное. Одиночество, особенно для щенка или молодой собаки, является СТРЕССОМ, который вызывает СТРАХ. В лучшем случае собака испытывает СКУКУ. Пытаясь отвлечься или развлечься собака ничего не находит в квартире кроме предметов человеческого обихода. Часто собака начинает “хулиганить”, если решает, что вы мало уделяете ей внимания.

Если вы считаете чрезмерные лай, скуление или вой проявлением плохого поведения, то он вызывается или страхом, или соответствующим ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ. Например, интенсивность и продолжительность лая прямопропорциональны степени возбуждения собаки.

НЕПРАВИЛЬНОЕ КОРМЛЕНИЕ заставляет собаку искать недостающее на помойках или выгрызать дыры в стенах. БОЛЬНАЯ СОБАКА может отличаться искаженным аппетитом и поедать все, что попадается ей в зубы. Часто такое случается если у собаки отмечается воспаление желудка (гастрит) или кишечника (энтериты и колиты), но может свидетельствовать и о наличии глистов.

Соответствующее ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ собаки иногда может быть причиной “неправильного” ее поведения. Например, беременные суки или суки в состоянии ложной щенности порой роют норы в креслах и на диванах, состояние голода заставляет собак воровать и клянчить, а смена зубов, сопровождающаяся зудом десен, характеризуется повышенной разрушительной активностью.

Но и ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО ПЕРИОДА собаки, могут быть причиной вашего недовольства. Подрастающему щенку необходимо познавать мир, хотя бы для того, чтобы определить съедобность или другую пригодность вещей. Вспомните особенность человеческих детей разбирать подаренные игрушки на части. У щенка, как известно, рук нет и для познания мира он использует зубы и лапы. Щенку также положено играть, потому, что игра для него дело серьезное. Она прежде всего служит для освоения форм поведения, которые могут понадобиться в будущем: приемы борьбы, охоты и так далее. Кроме того игра это и физическая тренировка. Играют же как известно с партнерами или предметами.

Зачастую, для того чтобы избавиться от нежелательного поведения достаточно устранить его причины.

strela1.gif (1756 bytes)  Наверх

Как формируется плохое поведение

и почему с ним трудно бороться?

И плохое и хорошее поведение, это прежде всего поведение, то есть видимые нами реакции и действия животного. Причиной любого поведения считается появление какой-либо потребности (желания) животного и поведение всегда бывает направлено на удовлетворение желания или, другими словами, устранение (снижение) потребности. А, кстати, действия животного от момента возникновения потребности до момента ее удовлетворения, называется поведенческим актом. Дрессируя животное, мы сами создаем у него нужную нам потребность и сами же предлагаем путь к ее удовлетворению. Например, для того чтобы научить собаку посадке мы можем воспользоваться ее желанием есть (пищевой потребностью). Для этого мы часто не кормим собаку перед дрессировкой, чтобы повысить ее пищевую потребность. А затем предлагаем собаке сесть по определенной команде для того, чтобы получить кусочек пищи, то есть удовлетворить имеющуюся у нее пищевую потребность.

Удовлетворение имеющейся потребности в дрессировке называется подкреплением. Факт удовлетворения потребности (подкрепление) воспринимается собакой положительно и способствует закреплению в памяти действия, которое привело к нему. В результате многократного повторения действие заучивается животным, легко вызывается командой и воспроизводится независимо от окружающих условий, то есть становится навыком.

Но потребности возникают у наших собак и в наше отсутствие. Например, когда собака остается одна и испытывает потребность в пище, она начинает сама искать пути удовлетворения своего голода. И если вы не так тщательно убрали пищу как хотелось бы, собака доберется до нее и удовлетворит свой аппетит. Одновременно данный положительный результат становится подкреплением тому способу, при помощи которого собака достала пищу. Достаточно 2-3 раз, чтобы такое поведение собаки стало навыком. То же касается и съеденной обуви. Скучая, щенок пытается удовлетворить потребность в новой информации (а она очень выражена у молодых животных) и находит башмак, так приятно пахнущий хозяином. Сколько удовольствия и радости получит щенок расправляясь с ним, а как быстро летит время за интересным занятием. Вот и хозяин пришел. Стоит два-три раза не убрать обувь и навык готов. Теперь щенок будет сознательно искать башмаки и заниматься уже привычным для него и таким интересным делом, чтобы скоротать время.

Но бывает и по другому. Предположим, покупая щенка, вы уже знаете, что собака-попрошайка это нехорошо. И не подкармливаете щенка у стола. Но ваши дети, жена или родители считают, что вы слишком строги к такому очаровательному крохе и иногда в ваше отсутствие дают ему кусочки. Таким образом получается, что щенок все-таки получает подкрепление своему попрошайничеству и поведение закрепляется. Весь фокус в том, что навык можно выработать, подкрепляя хотя бы каждую третью попытку, это называется вариабельным или вероятностым подкреплением. А навыки, выработанные с применением вариабельного подкрепления угашаются с очень (очень!) большим трудом по сравнению с теми, для которых применяли постоянное подкрепление.

Потребности, которые и помогают нам и мешают нам, принято делить на три большие группы. Первая из них состоит из потребностей жизнеобеспечения: пищевая, питьевая, оборонительные потребности, потребность в сне, двигательной нагрузке, положительных ощущениях и тому подобное. Неудовлетворение какой-либо из этих потребностей ведет к гибели животного. Вторую группу потребностей называют зоосоциальными. К ним относят половые, родительские, территориальные потребности, потребность в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений. Третью группу составляют потребности саморазвития: потребность в свободе, подражательную потребность, потребность в игре, потребность в новой информации и другие.

Любая из перечисленных потребностей, не будучи удовлетворенной, может быть причиной плохого поведения наших собак, если мы не поможем удовлетворить ее или не подскажем правильного пути для ее удовлетворения. Чаще всего приходится сталкиваться с пищевой потребностью, потребностью в двигательной нагрузке, потребностью в положительных ощущениях, потребностью в игре и новой информации.

Очень часто наши собаки хулиганят, чтобы получить удовольствие.

Устранить нежелательное поведение, в основе которого лежит неудовлетворенная потребность, легче, чем избавиться от немотивированного поведения. А такое встречается и у людей и у собак.

От навыков отличают привычки. Привычки приобретаются и закрепляются, как и навыки, в результате многократных повторений, но если навыки являются способом достижения какой-либо цели, то привычные движения выполняются ради себя самих. Когда собаке делать нечего, а основные ее потребности вы удовлетворили и оставили

ее одну, вот тогда и формируются привычки. От нечего делать, для убивания времени. Повторяясь они становятся необходимым атрибутом свободного времени и необходимыми собакам. Вспомните свои привычки и вспомните как вы злитесь, когда вам мешают совершить привычное действие. Вам остается одно, начать формирование других привычек, а это требует длительного времени.

Почему так трудно бороться с плохим поведением? Ну хотя бы потому, что все они приводят к возникновению положительных эмоций у собаки. А потребность в положительных эмоциях одна из ведущих у живых организмов. В опытах с вживленными электродами в центр удовольствия мозга, крысы научались нажимать на рычаг, вызывая положительные ощущения, и нажимали несколько тысяч раз в час, отказываясь от пищи и воды, что, в конце концов, приводило их к гибели. А вспомните человеческих наркоманов? Человек же предлагает собаке навыки поведения, связанные в основном с отрицательным подкреплением, как, например в классической дрессировке, что, естественно, вызывает у собаки желание самой формировать свое поведение.

А во вторых, мы ошибаемся, считая что животные начинают обучаться довольно поздно. Как показали исследования, условные рефлексы образуются у щенков сразу же после рождения, буквально с первой минуты жизни. Вначале формируются обонятельные и тактильные рефлексы, а затем, по мере созревания и остальных анализаторов, другие. Так что когда мы обычно приступаем к воспитанию своего щенка, у него уже есть в запасе несколько дюжин отработанных навыков. А по этому поводу позволю себе привести описание вот такого опыта. У собаки был выработан и закреплен сначала один навык добывания пищи, затем в этих же условиях, другой, но равнозначный. После чего ей предложили свободу выбора навыков в достижении цели. Вы считаете, что она выбрала последний? Как раз наоборот, оказалось первое что запоминается, запоминается лучше, чем последующее.

Есть еще третья причина, по которой отрицательное поведение вырабатывается быстро, а устраняется с трудом. Дело в том, что научение у молодых животных происходит по типу так называемого запечатления (импринтинга), которое характеризуется чрезвычайной быстротой и фиксацией результатов в памяти легко и надолго. По всему поэтому перевоспитание требует настойчивости, последовательности, терпения и упрямства, если хотите.

strela1.gif (1756 bytes)  Наверх

Воспитание и перевоспитание

“Нельзя купить вполне натренированную собаку,

нельзя и передать пса на воспитание профессиональному тренеру”

К.З. Лоренц

Бытует мнение, что существует четыре способа стать владельцем воспитанной собаки. Согласно этому мнению, первый способ заключается в том, что вы отдаете собаку опытному дрессировщику и через месяц получаете перевязанное голубой ленточкой свое, уже воспитанное, сокровище. При втором способе, собака остается у вас, но 2-3 раза в неделю приходящий инструктор-дрессировщик объясняет ей правила хорошего тона.

Особенностью первого способа является то, что после 1-2 месяцев счастливой жизни вы обнаруживаете на противоположном конце поводка вовсе не собаку, а разбитое корыто. А успех второго способа зависит от того, насколько эффективно вы разрушаете то, что успевает вложить в собаку инструктор.

Все это происходит потому, что вы так и не узнали как правильно управлять поведением собаки, она плохо понимает вас и потому слушается как иностранца. Вы не знаете и не умеете Что, Как и Когда Подкреплять Положительно или Отрицательно, чтобы сохранить нужное поведение и недопустить или устранить нежелательное, и, посему, занимаетесь антидрессировкой. Если же вы обладатель достаточно физически сильной собаки, то обязательно столкнетесь с проблемой иерархических взаимоотношений, которые устанавливаются в процессе дрессировки. А иногда случается, что собака начинает считать своим хозяином инструктора.

Согласно третьему способу, вы находите инструктора-репетитора, который дрессирует вас, а потом вы дрессируете свою собаку, но в его присутствии. Это лучший способ, имеющий только один недостаток - на каждого владельца инструктора не напасешься. Четвертый способ заключается в том, что вы со своей собакой приходите на ближайшую дрессировочную площадку и занимаетесь под руководством инструктора-дрессировщика по существующим курсам.

На дрессировочной площадке обучаются не собаки, обучаются их владельцы. За время курса владельцы собак не только узнают методы и способы формирования поведения, но самое главное, осваивают их практически, дрессируя своих собак. И ценность последних двух способов не только в том, что владелец приобретает возможность управлять поведением и поддерживать работоспособность своей собаки, но и в том, что в случае необходимости, он сможет сам выработать новый навык, новую форму поведения у собаки. Причем дрессировка это взаимоотношение с собакой уже на качественно новом, интеллектуальном уровне, а не просто покормить, погулять, брюхо почесать и козу сделать. За это время происходит формирование отношений сотрудничества, вырабатываться своеобразный, понятный обоим, язык слов, интонаций, мимических и пантомимических жестов и движений, происходит становление взаимоотношений собаки и других членов семьи. Вся ваша семья вместе с собакой становится за этот период настоящей маленькой, но “очень симпатишной” стаей, где каждый имеет свое место с соответствующими правами и обязанностями.

Как правило длительность курсов послушания составляет около 4-х месяцев. Если учесть, что средняя продолжительность жизни собаки составляет 10-15 лет, то согласитесь, стоит потратить 4 месяца на то, чтобы прожить оставшееся время счастливо. Тем более, что лучший метод борьбы с плохим поведением собаки, формирование правильного поведения или, другими словами, формирование отсутствия нежелательного поведения.

strela1.gif (1756 bytes)  Наверх

Метод 1. Формирование отсутствия нежелательного поведения.

И так, наши собаки начинают приобретать опыт, и плохой и хороший, сразу после того как появились на свет. Наша задача предложить им хорошие формы поведения, до того как они сами займутся своим воспитанием.

Например, выращивание и длительное содержание щенка в замкнутом пространстве (квартире, дворе, питомнике) приводит к тому, что собака начинает бояться всего незнакомого. Не дожидаясь этого, выносите или выводите щенка на улицу как можно раньше и как можно раньше знакомьте его с той обстановкой в которой ему предстоит жить, гулять или работать.

Покупая щенка, сделайте так, чтобы месяцев до 6-8 он не оставался дома один. Это можно устроить если выстроить в ряд отпуска взрослых и каникулы подрастающих членов семьи. Тогда он будет расти под обязательным надзором и вы будете иметь возможность вовремя пресечь нежелательное поведение не дав ему закрепиться до навыка.

Очень легко избежать многих неприятностей, если приобретя щенка весной, вывезти его на все лето на дачу. Таким образом вы спасете городскую квартиру от разрушения и щенку легче будет понять и привыкнуть не пачкать в помещении. Когда нет такой возможности, необходимо приобрести, придумать и изготовить множество игрушек и как можно чаще играть ими со щенком, чтобы отработать до навыка взаимодействие щенка с определенными предметами. Тогда щенок чаще будет обращаться именно к ним и оставит в покое предметы обихода. Но пока он мал, убирайте все, что может привлечь внимание щенка вне пределов его досягаемости, это не так уж трудно.

А если сразу приучить щенка есть только по команде и только из миски, то вы решите проблемы попрошайничества, поедания пищи с земли и от посторонних лиц в будущем. И команда подхода к хозяину, и привязанность к нему формируются легко и на всю жизнь, если начать работать над ними с 2-х месячного возраста щенка. Чем позже, тем труднее.

Первые месяцы жизни щенка выводите его гулять только на поводке. Постоянный контроль позволит направить поведение щенка в нужное русло и контролировать его. Не оставляйте щенка без внимания, постоянно играйте с ним не давая ему времени и возможности на все остальное и неблаговидное. После прогулки щенок должен быть очень уставшим, тогда домой он придет отдыхать, его двигательная и разрушительная активность будут значительно снижены.

Как мы уже говорили, щенок обучается легко и быстро. К тому же он физически настолько слаб, что с ним не трудно справиться. Поэтому не откладывайте обучение собаки ходить рядом с вами на поводке и не тянуть на лестнице и во время прогулки, не ждите пока ваш дог, ротвейлер или кавказская овчарка станут сильнее вас. Тоже касается и борьбы с иерархической (внутрисемейной) агрессией.

strela1.gif (1756 bytes)  Наверх

Метод 2. Устранение возможности совершения нежелательного поведения

Смысл этого метода заключается в устранении физической возможности совершения неугодного вам поведения. Например, собака в глухом наморднике не подберет пищу с земли, не будет много лаять, не укусит человека или собаку, не повредит домашних животных и не укусит ваших домочадцев. Намордник помешает собаке испортить мебель, обувь, провода и электронику, когда она остается в квартире одна, но при условии, что собака намордник не снимет.

Такого же эффекта можно достичь, если посадить собаку на привязь, оставлять ее в комнате, лишенной ценных для вас вещей или убрать вне пределов досягаемости собакой все то, что не предназначается для ее зубов.

Чтобы собака не убегала, ее водят на поводке, прогуливают на огороженном участке или привязывают к ошейнику увесистую палку, которая мешает собаке бежать (так иногда поступают охотники).

Чтобы собака не воровала пищевые продукты, их нужно убирать подальше от нее, чтобы она не лазала на диваны и кровати, на время своего отсутствия, положите туда стулья. И так далее, и тому подобное, главное - если вам не нравится какое-либо поведение вашей собаки, сделайте так, чтобы она не смогла его совершить. Нельзя утаить того, что верным способом избежать непорядка в квартире и испорченного настроения на улице, является отсутствие собаки.

Конечно, этот способ ничему не учит и ни от чего не отучает. К его положительной стороне можно отнести только то, что он очень оперативен. Применив его, вы получите достаточно много времени, чтобы подумать над тем, что же делать дальше.

Способ устранения физической возможности совершения нежелательного поведения не устраняет потребности (мотивации) лежащей в его основе и не предлагает освоить другой формы поведения. Но, недопуская повторений плохого поведения, препятствует его закреплению. Если же хозяин собаки очень постоянен и настойчив в применении этого способа, то, поскольку многие, нежелательные для человека формы поведения собаки характерны для периода ее детства, способ может помочь благополучно миновать их. То есть, пока вы держите щенка на привязи и не даете ему возможности съесть вашу обувь, он вырастет и желание съедать обувь пропадет само собой. Но содержать щенка на привязи, опасно тем, что он может запутаться, а в туалетной комнате на кафельном полу может простудиться. Пожалуй лучшим выходом в такой ситуации является клетка.

Не надо бояться клетки, это не тюрьма, это конура. И ваша квартира должна стать и быть конурой для собаки. Согласитесь, квартира не спортивный зал и не парковая поляна. Хорошо выгуленный и накормленный щенок обычно спит. А если положить в клетку игрушки или косточку, “заточение” превратится в приятное времяпрепровождение для вашего щенка и ваша квартира будет в безопасности. К тому же клетка поможет вам приучить щенка к опрятности и в ней собака всегда может укрыться от домашней суеты и спрятаться от детей. Но клетка должна быть просторной, чтобы собака могла принять удобную для нее позу и вставать во весь рост.

strela1.gif (1756 bytes)  Наверх

Метод 3. Наказание

Мы очень часто пользуемся этим термином, объединяя под его именем все неприятные и болевые воздействия на собаку, тем самым запутывая еще больше и так запутанное дело воспитания и дрессировки. Поэтому, кстати, нам трудно согласиться с утверждением, что наказание нельзя использовать воспитывая и дрессируя, что оно малоэффективно, что существуют другие более гуманные и действенные способы, например отрицательное подкрепление.

Так что давайте сначала разберемся, что же такое наказание, чтобы не только согласиться с предложенным выше, но и узнавая его в лицо, не пользоваться им так часто.

Наказание - это такие наши неприятные для собаки или болевые воздействия, которые мы совершаем уже после ненужного нам или неправильного с нашей точки зрения поведения собаки. То есть, между проступком нашего пса и нашими воздействиями проходит какое-то время. Это главное отличие наказания. А если неприятное воздействие с нашей стороны совершается сразу по окончании нежелательного поведения или во время его, то это уже называется отрицательным подкреплением.

Вторым отличием наказания является его неизбежность. Как бы себя ни вела провинившаяся собака после проступка, мы считаем, что ее следует наказать. И наказываем. Например, мы приходим вечером домой и обнаруживаем в квартире содом и гоморру и радостно встречающего нас щенка. С точки зрения среднестатистического хозяина собаки, мы должны его наказать, что мы и делаем. Это на самом деле наказание, так как отдалено от проступка немалым количеством времени и оказалось неизбежным. Как впрочем и бесполезным, в чем вы убедитесь со временем сами. Но это одновременно и отрицательное подкрепление ритуалу встречи вашего щенка. И вы заметите как щенок перестает радоваться вашему приходу и все чаще принимает позу подчинения (стыдится наделанного им беспорядка, но продолжает делать его!).

Или ваша собака что-то подобрала на улице и тщательно пережевывая это что-то подходит к вам, выполняя команду "Ко мне!". Вы, естественно, ее выдираете аки сидорову козу и это является наказанием для подбора пищи (и бесполезно, вы сами знаете), но отрицательным подкреплением подхода к дрессировщику. Ваши действия приводят к тому, что собака перестает в такие моменты подходить к вам, а спокойно доедает подобранное в стороне.

И еще одна ситуация. Вам не нравится, что собака забирается на

диван и вы бы хотели исправить данное поведение. Вы входите в комнату и застаете на диване спящую собаку со счастливым выражением морды. Желая дать понять собаке, что она не права и что вам не нравится такое поведение, вы ее шлепаете. Со временем собака начинает понимать вот что: когда она лежит на диване, ваше появление и угрожающие слова служат сигналом к быстрому спрыгиванию с дивана, чтобы избежать шлепка. То есть вы учите собаку быстро спрыгивать с дивана при помощи отрицательного подкрепления. Но шлепки ваши являются наказанием к тому самому залезанию на диван, с которым вы собрались бороться. Со временем вы сами убедитесь, что воспитательное значение этого наказания ничтожно. Об этом же говорит и вся история человечества в части борьбы с преступлениями при помощи наказания.

Почему наказание чаще всего бездейственно? Потому, что как следствие очень отдалено от причины (проступка). Представьте себе - вы наказываете собаку через час после того, как она съела ваши тапочки. В течение этого часа собака еще совершила с десяток безобидных поступков. Как же ей понять какое именно действие привело к неблагоприятным последствиям? Природа заставляет ее связывать последствия с последним по времени действием, что собака и делает.

Американский ученый Б. Скиннер, один из основоположником оперантного научения, показал, что результат для того чтобы стать подкреплением какому-либо действию, должен следовать за ним не позднее десяти секунд. Подчеркнем, что это правило работает в естественной среде, когда животное может совершать в секунду массу самых разнообразных нужных и ненужных действий. И.П. Павлову в его знаменитой башне молчания удавалось вырабатывать условные рефлексы при отставлении подкрепления до 30 минут и более от условного раздражителя. Такие рефлексы были названы отставленными условными рефлексами, но оказалось, что они вырабатываются с трудом или не вырабатываются вовсе. И с точки зрения отечественной физиологии высшей нервной деятельности, наказание можно определить как далеко отставленное отрицательное подкрепление.

Наказание не учит, не дает информацию животному о том, какое же поведение правильное. Собака, которую вы наказываете за съеденные тапочки, ничего не может понять, потому что в течение последнего часа она больше не ела никакой обуви. И вам бы порадоваться этому. И еще, наказание чаще всего учит тому, как не попадаться, а не тому, как правильно себя вести. Очень трудно для человека, а для животного практически невозможно, изменить будущее поведение, чтобы в будущем избежать его последствий.

Присмотритесь к себе, чаще всего наказывая собаку, вы просто даете выход своим эмоциям и своим обидам на нее.

Опасно же наказание тем, что, как замечает К. Прайор, служит мощным подкреплением наказывающему. Если при помощи наказания нам удалось исправить (а это случается) поведение, то бессознательно мы все чаще и чаще начинаем прибегать к нему. А избыток отрицательных воздействий на молодое животное приводит к тому, что у него пропадает всякое желание воспитываться и дрессироваться, оно вырастает зашуганным и робким.

Наказание может помочь, когда оно не очень далеко отставлено и очень сильное или неожиданное и непривычное, когда поведение, с которым вы боретесь, не очень закрепилось у собаки. То есть, если бы за первое преступление отрубали руку, вряд ли бы возникло желание совершить второе.

strela1.gif (1756 bytes)  Наверх

Метод 4. Отрицательное подкрепление

Вопрос о подкреплении, как ни странно, довольно запутанный. В отечественной школе физиологов подкреплением считают все безусловные (непосредственные) воздействия на животное, которые следуют после условного сигнала (например, команды). Безусловные воздействия это и предложение пищи собаке, воды, наш окрик, оглаживание, шлепок, в общем все, что собака непосредственно может воспринять. В случае наличия подкрепления условный рефлекс называют положительным (подкрепляемым) и отрицательным или тормозным (неподкрепляемым), в случае отсутствия безусловного воздействия. При таком подходе болевые воздействия на собаку можно считать подкреплением положительным для того действия, которое мы вырабатываем. Например, когда отрабатываем движение собаки рядом с собой. А действие, которое вырабатывается при помощи боли - оборонительным положительным рефлексом. На самом деле, собака делает нужное нам действия уходя от боли, предотвращая ее, то есть обороняется.

В оперантной же дрессировке, подкреплением считается любое воздействие, увеличивающее или уменьшающее вероятность повторения в будущем предшествующего его воздействию поведения. В таком случае, положительным подкреплением считается воздействие, которое увеличивает в будущем вероятность предшествующего ему действия. Другими словами, животное стремится к получению положительного подкрепления. Момент получения положительного подкрепления всегда положительно эмоционален. И, наоборот, животное стремится избежать отрицательного подкрепления. Факт отрицательного подкрепления вызывает отрицательные (негативные) эмоции и снижает вероятность повторения в будущем поведения приводящего к нему. Неудовлетворение потребности считается в оперантной дрессировке мощным отрицательным подкреплением.

Некоторые свойства подкрепления мы уже рассматривали, сейчас же мы примем точку зрения Карен Прайор, по мнению которой отрицательное подкрепление - это любое неприятное событие или ощущение, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение. Отличие отрицательного подкрепления от наказания в том, что отрицательное подкрепление, как и положительное, происходит во время поведения, а не после него, и на него можно повлиять изменением поведения.

Для того, чтобы наверняка понять отличия отрицательного подкрепления от наказания, давайте вернемся к примеру предыдущей главы. Ваша собака лазает на диван. Вам это не нравится и вы отучаете ее следующим образом - как только застаете на диване собаку, тут же кричите в ее адрес ругательные слова и задаете трепку. Как правило, ваше агрессивное поведение прекращается сразу же, как только собака спрыгивает с дивана.

Если следовать вашей логике, то благодаря вашим воздействиям собака должна понять, что лазать на диван ей нельзя. Кошкин хвост. Сначала собака понимает, что в случае ее локализации на диване грубый, резкий окрик хозяина означает: скорей слезай, чтобы избежать трепки.

Многие собаки достаточно быстро понимают, что появление хозяина, когда она лежит на диване, приводит к резкому окрику, а если с дивана не слезть, то схлопочешь. В результате ретируются с дивана сразу, как только на пороге комнаты появляется хозяин. Третьи идут еще дальше, они связывают наличие хозяина в квартире с его агрессивным поведением во время диванного положения, и в присутствии хозяина ведут себя, как паиньки. Когда же хозяина нет, все категории собак ведут себя одинаково - диванолюбиво. Почему? Да потому, что ваше неприятное воздействие на собаку выступает подкреплением (отрицательным или положительным - это еще вопрос) спрыгивания с дивана и является наказанием по отношению к залезанию на диван. То есть, таким педагогическим воздействием, вы обучаете собаку быстро спрыгивать с дивана по команде (в данном случае это сложная команда или комплексный раздражитель: ваш вид и осуждающий крик).

Таким образом хотелось бы показать, что отрицательное подкрепление, как впрочем и положительное, какому-то действию или поведению происходит во время этого действия или в конце его, и на его появление, интенсивность и знак можно повлиять изменив или прекратив именно это поведение. Тогда как наказание, о котором мы говорили ранее, происходит через некоторое время после совершения проступка.

А как же отучить собаку залезать на диван? Нужно придумать нечто такое, что делало бы неприятным именно это действие. Например, можно поставить на диване заряженные мышеловки. А одного добермана, который со всего размаха шлепался на диван, отучили так: разложили на диване остриями вверх шиферные кнопки и прикрыли их покрывалом. Для отучения оказалось достаточным одного доберманьего прыжка. Более того, бедняга начинал активно сопротивляться при попытке затащить его на диван.

Отрицательное подкрепление - очень эффективный способ формирования поведения, но это не делает его лучшим. Последите за собой, в общении с людьми и собаками мы в основном пользуемся именно им. Нам почему-то кажется, что правильное хорошее поведение это норма. Так и должно быть и чего тут радоваться и хвалить? Поэтому и не замечаем, а что самое плохое и не подкрепляем положительно нужное нам поведение. Мы его как будто не видим, а обращаем внимание только на огрехи. Но слишком частое применение отрицательного подкрепления приводит, особенно у щенков, к появлению робости, неуверенности в себе, тревожности и отбивает охоту от самого процесса дрессировки. Потому, что собака в первую очередь начинает понимать - появление нового навыка увеличивает возможность дополнительного получения отрицательного подкрепления. А его она, естественно, стремится избежать. Кстати, классическая дрессировка оттого и является классической, что строится в основном на отрицательном подкреплении. Например, команда "СИДЕТЬ!" свидетельствует о возможных неприятных, а то и болевых воздействиях в области крестца, и чтобы их избежать, необходимо сесть.

Чему учит команда "ФУ!"

А ничему. Потому что это даже не команда!

И собаки, чувствуя это, реагируют на это буквосочетание как бог на душу положит. Одни не обращают внимания и продолжают делать то, что начали делать - доедать, долаивать, докусывать и догонять. Другие, хоть и обращают внимание, но лихорадочно заканчивают начатое, чтобы потом с кислым видом подойти к хозяину. Третьи, принимая виноватый вид, доделывают дело, а затем долго кокетничают на расстоянии. Четвертые, поджав хвост, панически улепетывают, пятые - сразу подходят к хозяину и только шестые, на самом деле, все бросив, продолжают прогулку.

Почему не команда? Как известно, команда (разрешающий, запускающий, санкционирующий, вызывающий поведенческий акт стимул или раздражитель), дает информацию собаке о чем-то конкретном, что необходимо в данный момент сделать. А буквосочетание "ФУ!" просто является сигналом-предвестником боли или других неприятностей. Звуковой сигнал, предшествующий натуральному отрицательному подкреплению (удару, в данном случае), приобретает его свойства и становится у с л о в н ы м о т р -и ц а т е л ь н ы м п о д к р е п л е н и е м. Если, конечно, становится. Чтобы сигнал был значимым, то есть чтобы собака обращала на него внимание и учитывала последствия, он должен сопровождаться достаточно сильным натуральным отрицательным подкреплением - болью. Следует еще добавить, что “Фу!”, это универсальное условное отрицательное подкрепление, хотя бы потому, что мы пытаемся использовать его во всех случаях хулиганского поведения наших собак. К тому же, функцию условногого отрицательного подкрепления со временем начинают приобретать и другие специфические слова и интонации, которые мы обычно употребляем шлепая собаку.

Использование условного отрицательного подкрепления, имеет свои проблемы, недаром появился даже термин: “зафукивание”. С одной - сигнал “Фу!” подкрепляется недостаточно и потому не становится значимым. С другой - произносится так часто, а подкрепляется так редко, что быстро теряет свое значение. С третьей, самой печальной стороны, подкрепление бывает нередко чрезмерной силы и собака начинает бояться как сигнала, так и человека, подавшего его, как источник отрицательного подкрепления. И вся печаль в том, что добившись значимости сигнала, мы даем тем самым, прекрасный рычаг управления нашей собакой посторонним людям. Потому, что это "Фу!" знают теперь все - от бессознательных младенцев до сверхсознательных старушек. Конечно, не сложно сделать сигнал "ФУ!" синонимом команды "Фасс!", но могут быть последствия.

В то же время, при помощи условного отрицательного подкрепления бывает очень трудно от чего-нибудь отучить собаку. Например, сигнал "ФУ!" не отучит собаку подбирать пищу с земли, он научит ее не делать этого в связи с сигналом. А если сигнал не подан? Значит можно? Так оно и бывает.

Если возникает необходимость управления собакой на расстоянии, когда она без поводка, эффективней будет подать какую-нибудь отработанную до навыка команду ("КО МНЕ!", "СТОЯТЬ!" или "СИДЕТЬ!"). Это помогает чаще. А если собака отвлекается при работе, достаточно повторить рабочую исполнительную команду и при необходимости подкрепить ее.

Используя как натуральное, так и условное отрицательное подкрепление вы должны помнить о его силе. Отрицательное подкрепление только тогда принесет пользу, когда оно будет значимым для собаки. То есть, если оно слабое, несильное, как, например, шлепок газетой для щенка кавказской овчарки, собака не обратит на него внимания, и нежелательное поведение не угаснет. С другой стороны, оно не должно быть чрезмерным, потому, что удар тока электрического ошейника чрезмерной силы для того же щенка кавказской овчарки, может привести к появлению панической реакции, срыву нервной системы и трусости на всю оставшуюся жизнь. Ваши воздействия должны быть таковы, чтобы собака стремилась их избежать, но не впадала в панику.

Применяя отрицательное подкрепление, вы также должны научиться прекращать его сразу же, как только поведение собаки улучшилось (изменилось) хоть немножко, и обязательно давать возможность животному компенсировать наличие отрицательных эмоций получением положительного подкрепления.

strela1.gif (1756 bytes)  Наверх

Метод 5. Угашение.

Угашением принято называть снижение выраженности какой-либо реакции или действия животного, уменьшение вероятности или кратности его появления, а то и полного исчезновения в результате устранения того, что его подкрепляет.

Впервые явление угашения было замечено в лаборатории И.П. Павлова. Оказалось, что если перестать подкармливать собаку, у которой ранее был выработан пищевой условный рефлекс на звонок, то есть ту собаку, которая до этого всегда получала пищу после звонка, количество слюны, выделяемое ею, будет снижаться и через некоторое время совсем прекратится. Для собаки звонок перестанет быть сигналом скорого получения пищи и потеряет свое “пищевое” значение.

Позже аналогичные случаи были обнаружены у животных и в их нелабораторной жизни. То есть, если животное перестает получать то, ради чего совершает какое-то действие, оно со временем не будет совершать его, а попробует воспользоваться другим путем. Или, как считает Карен Прайор, “поведение, которое не приводит ни к каким результатам - ни к хорошим, ни к плохим, а именно ни к каким,- скорее всего затухнет" или, другими словами, угаснет.

Угашение поведенческих реакций представляет собой очень распространенное явление в природе и имеет важное биологическое значение, так как способствует устранению тех условных рефлексов и навыков, которые стали уже бесполезными и ненужными. Представьте себе, что было бы, если бы все образовавшиеся в разное время условные рефлексы, переставшие соответствовать новым условиям, оставались на всю жизнь. Мы с вами так бы и колотились в стену, где раньше была дверь, а не стали бы искать обходных путей или не научились бы перелезать через нее. Другими словами и мы с вами и наши собаки настолько умны, чтобы не заниматься бесполезными делами. Поэтому смысл этого метода борьбы с нежелательным поведением заключается в том, чтобы сделать это поведение бессмысленным для нашей собаки, то есть лишить его самого важного, того, что является подкреплением этого поведения - лишить его результата.

Например, ваша собака привыкла заходить на кухню, зная, что на столе всегда что-нибудь да остается. При этом для обследования стола, она может научиться забираться на табурет или запрыгивать на стол, то есть приобретет соответствующие пищедобывательные навыки. Чтобы сделать бессмысленным такое поведение надо просто НИЧЕГО и НИКОГДА не оставлять на столе. Или другой случай, вы уже выработали у своей собаки понятие того, что если семья садиться за стол или за него же садятся гости, то, для удовлетворения своего аппетита, нужно сесть поближе и глядеть жалобно. Если это не помогает, нужно порычать, поскулить или полаять, а то и лапу положить на колени. Именно такое поведение вы или ваши гости подкрепляли кусочками. А следовательно, чтобы отучить собаку от этого нужно всего лишь НИЧЕГО и НИКОГДА не давать собаке, когда вы сидите за столом и научить тому же ваших гостей.

Но оказалось, что отучение по этому методу требует времени и тренировки. То есть собаке нужно время для того, чтобы убедиться в бессмысленности своего поведения и отличить случайность от закономерности. Поведение собаки, как и наше характеризуется еще и стабильностью. Природа и в этом права, если мы в случае неудачи будем сразу менять свое поведение то никогда ничего не добьемся. Так и собака, она должна несколько раз убедиться в постоянстве новых условий. Вы должны не один раз (а скорее всего, много раз) дать понять собаке, что ее поведение уже ни к чему не приводит.

Вы поймете это, если воспользуетесь методом угашения для отучения собаки от взятия пищи у посторонних людей. Это совсем не сложно для вас и не больно для вашей собаки. Достаточно попросить как можно больше ваших знакомых предлагать собаке пищу на открытой ладони, но предлагая НИКОГДА не давать ей, вовремя сжимая кулак, предотвращая тем самым поедание пищи. При этом больно собаке делать не нужно. Не сразу, одни раньше, другие позже, собаки начинают понимать, что пищу, лежащую на чужой ладони съесть нельзя и теряют к ней интерес.

Нежелательное поведение угасает тем легче и быстрее, чем менее оно упрочено, то есть чем раньше мы замечаем нехорошее поведение и чем раньше начинаем применять метод угашения, тем больший успех нас ожидает. У возбудимых животных угашение поведения вырабатывается труднее и медленнее, чем у более спокойных.

Поведение с которым мы начинаем бороться исчезает не сразу, угашение протекает неравномерно - уменьшение частоты его появления чередуются с периодами увеличения. Особенно заметно это явление выражено при угасании двигательных поведенческих актов. Скорость угашения также находится в обратной зависимости от биологической значимости подкрепления, то есть от того насколько важен для собаки результат предосудительного поведения. Сытая собака легче отучается брать кусочки от чужих людей, а голодная довольно долго будет повторять попытки выхватить пищу из ладони.

Сюрпризом метода угашения является то, что казалось бы исчезнувшее поведение через некоторое время само по себе восстанавливается. А если вы допустили ошибку и кто-то без вашего ведома, например, хотя бы один раз при помощи хитрости подкормил собаку, которая уже перестала брать корм из чужих ладоней, угасшее поведение восстанавливается быстро, часто на долго, а иногда и на всегда. Угашенное поведение восстанавливается тем быстрее, чем оно было прочнее (привычнее для собаки) и чем слабее оно было заторможено, то есть чем меньше времени вы тренировали отучение. Только что появившееся нежелательное поведение может и совсем не восстановиться после угашения.

Кроме того успех при угашении сильно зависит от первоначального режима подкрепления - если во время выработки нежелательного поведения и в течение какого-то времени, пока вы не боретесь с ним, режим подкрепления таков, что переход к условиям угашения не очень заметен, то угашение будет происходить довольно медленно. Например, вы следите за поведением собаки и когда вы дома, она не получает подкрепления нежелательному поведению, а ваши домочадцы позволяют ей хулиганить, или собака продолжает хулиганить, когда вас нет дома. Создается ситуация типичная для вариабельного (вероятностного) подкрепления. В таком случае собака уже готова к тому, что успех ее поведения наступает не каждый раз и поэтому надо просто подождать соответствующих условий, а не отказываться от данного поведения совсем.

Основным достоинством метода угашения является возможность обойтись без болевых воздействий на собаку, а это очень важно для щенка, молодой собаки или собаки со слабой нервной системой.

А в заключении напомним особенности метода угашения, которые можно рассматривать и как правила:

- угасание тренируется;

- исчезновение поведения происходит не сразу, а после более или менее длительной процедуры выработки;

- угасание нежелательного поведения происходит тем быстрее, чем чаще создают условия его проявления без подкрепления;

- угасшая реакция может восстановиться сама по себе;

- если после угашения поведения произойдет его подкрепление, то угашенное поведение вновь восстанавливается;

- повторное угашение поведения дает больше гарантий его непоявления в будущем.

strela1.gif (1756 bytes)  Наверх

Метод 6. Привыкание

Привыканием называют снижение выраженности или отсутствие поведенческих реакций при повторяемых или продолжительно действующих раздражителях, которые не имеют серьезных последствий и не несут в данный момент сколько-нибудь важной информации для организма. Кстати, привыкание считается формой научения, которое иногда еще называют негативным научением.

Особенностью такой формы приобретения опыта является не освоение новых поведенческих реакций, а утрата или ослабление уже имеющихся. А биологическое значение заключается в том, что для выживания или улучшения условий существования животное должно уметь различать существенные (например, опасные) и несущественные для него раздражители и подавлять реакции на несущественные, а также правильно реагировать на полезные или опасные раздражители.

О привыкании чаще вспоминают когда собака чего-нибудь боится, например автомобилей, поездов, громкого шума, других сильных и необычных раздражителей или продолжительно лает на звук шагов соседей по лестничной площадке. Знание свойств привыкания поможет вам вырастить хорошую собаку и не допустить ошибок, особенно в период со второго до четвертого месяца его жизни, когда щенок всего боится.

Животное может привыкнуть к любым раздражающим воздействиям с которыми ежедневно встречается и не отвечать на них ориентировочной или оборонительной реакциями: световым (зрительным), слуховым, температурным, тактильным, вкусовым, запаховым и даже болевым. Развитие привыкания характеризуется несколькими закономерностями, которыми можно пользоваться как правилами при использовании этого метода коррекции поведения:

1. Повторяющиеся раздражители приводят к снижению величины исходной реакции (появление безразличия).

2. Прекращение применения данных раздражителей приводит к постепенному восстановлению ответной реакции.

3. Привыкание развивается быстрее и имеет большую прочность после повторяющихся серий применения раздражителей и прекращения их применения до восстановления ответной реакции.

4. Скорость развития и степень выраженности привыкания находятся в прямой зависимости от частоты предъявления раздражителя.

5. Привыкание наступает быстрее при меньшей силе раздражителя. Сильные раздражители могут либо совсем не вызывать привыкания, либо приводить к извращению реакции.

6. Привыкание к одному раздражителю может облегчить его по отношению к другим близким по характеру раздражителям.

7. Предъявление другого сильного раздражителя может приводить к отмене привыкания. Например, наказание собаки может привести к восстановлению боязни выстрела.

Однако и после выработки привыкания раздражитель продолжает восприниматься животным. В этом легко убедиться, если несколько усилить или ослабить раздражитель, он сейчас же вызовет реакцию.

Привыкание очень близко к процессу угашения. Вполне вероятно, что в основе этих процессов лежат одни и те же физиологические механизмы, но пока термин привыкание употребляют в отношении врожденных реакций, угашение - приобретенных. При этом уместно привести еще одно определение привыкания: это процесс постепенного ослабления врожденной реакции в результате повторных применений раздражителя, не сопровождаемых подкреплением.

Одним из примеров привыкания может служить угашение ориентировочной реакции у животных на любое изменение окружающей среды.

Скорость образования привыкания и степень его выраженности зависит от специфичности раздражителя, его новизны, силы, возраста собаки, ее индивидуальных особенностей, прошлого опыта жизни. И если раздражитель болевой, незнакомый и достаточно сильный, начальная реакция может не перейти в исследовательскую, а завершиться оборонительной. Такое состояние обычно называют страхом или трусостью. Чаще это случается с молодыми собаками, с которыми обращаются грубо и жестко.

Замечено также, что чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляется страх и даже реакция бегства. Животное убегает до тех пор, пока ему не удается выйти из сферы действия раздражителя. Если же раздражитель не болевой и если убегать некуда, животное может постепенно привыкнуть к раздражителю. Он перестает вызывать страх, оборонительное поведение ослабевает и сменяется исследовательским. И реакция бегства, возникающая в ответ на неожиданное появление незнакомого раздражителя, при последующем повторном его предъявлении ослабевает гораздо быстрее возникающей одновременно ориентировочной реакции, хотя в дальнейшем прогрессивно снижается и последняя.

Предъявление животному какого-либо вызывающего страх раздражителя и лишение его возможности скрыться от этого раздражителя с целью выработки привыкания, получило название "избыточного предъявления".

strela1.gif (1756 bytes)  Наверх

Метод 7. Ориентировочное торможение

Под торможением, кстати, принято понимать снижение выраженности или исчезновение какой-либо реакции или действия животного. То есть, если мы заставляем исчезать или изменяться какое-нибудь поведение наших собак, можем смело говорить, что мы его затормозили. Термин этот пришел из физиологических лабораторий как и метод ориентировочного торможения.

При изучении условно-рефлекторной деятельности было замечено, что начавшаяся или текущая деятельность животного прекращается или значительно изменяется при действии раздражителей, вызывающих ориентировочную реакцию. А если посторонний раздражитель начинает действовать до начала или одновременно с действием условного раздражителя, то условный рефлекс может совсем не проявиться.

Как правило, всякие новые или необычные раздражители внешнего мира приводят к появлению сложных реакций, направленных на лучшее их восприятие, необходимое для анализа биологического значения этих раздражителей для животного, что и называют ориентировочной реакций, а иногда отвлечением. То есть, когда мы и наши собаки, слышим или видим, что-нибудь очень новое или необычное, мы прекращаем заниматься тем, чем так увлеченно занимались до этого, чтобы выяснить, что это там такое происходит и чем это может нам грозить.

Длительность ориентировочной реакции и ее выраженность зависит от силы раздражителя и его необычности (новизны), а также от индивидуальных особенностей собаки. Поэтому в одних случаях прекращенная деятельность восстанавливается почти сразу же, после прекращения действия постороннего раздражителя, а в других может отсутствовать от нескольких часов до нескольких лет.

В качестве раздражителей используемых для прекращения нежелательного поведения можно использовать звуковые явления (хлопок в ладоши, выстрел детского пистолета, звон брошенного в сторону собаки строго ошейника, цепочки или металлической банки из-под кофе, набитой гайками, возглас или крик), зрительные и световые (внезапно упавший перед мордой предмет, можно использовать фотографическую вспышку), тактильные (внезапные, неожиданные касание того же брошенного строгого ошейника или дроби выпущенной из рогатки) и все что вы можете придумать, лишь бы это было необычным для собаки.

Как мы уже говорили, очень важна сила раздражителя. Может случиться так, что собака не обратит никакого внимания на него и будет продолжать заниматься неблагопристойным делом. Но, с другой стороны, хлопок в ладоши приведет в смятение карликового пуделя, а выстрел из детского пугача не вызовет никаких эмоций у московской сторожевой. И даже представители одной породы могут по разному реагировать на ваши воздействия, поэтому сначала изучите особенности своей собаки. Время подачи тормозного раздражителя также играет большую роль. Гораздо эффективней подавать его в момент приготовления собаки к совершению проступка, чем во время оного.

Метод ориентировочного торможения может быть полезен во многих случаях. Например, ваша собака подошла к помойке и потянулась к большой и аппетитной с ее точке зрения кости. Вот тут-то самое время бросить как можно ближе к ней жестяную банку с гайками, строгий ошейник или включить автомобильную сирену. Точно также, если собака беспричинно швыряется на прохожих, попробуйте попасть ей в бок брошенным строгим ошейником - боль небольшая, но неожиданность сыграет свою роль.

Нежелательное поведение от одного урока может и не исчезнуть, а при повторении старайтесь применять другие раздражители, иначе к постоянно применяемым разовьется привыкание.

strela1.gif (1756 bytes)  Наверх

Метод 8. Выработка несовместимого поведения

Смысл этого метода заключается в том, что вам ни с чем и ни с кем не нужно бороться, ваша задача чисто дрессировочная, просто нужно выработать у собаки еще один навык, выполнение которого бы не позволяло ей совершать нежелательный поступок. Сделать это не трудно, так как давно замечено, что присутствовать одновременно в двух местах физически невозможно, как и совершать два одинаково сложных действия. То есть сидеть и одновременно чесать лапой бок не трудно, но клянчить у стола и выполнять хозяйскую команду “Место!” одновременно, невозможно.

Карен Прайор считает этот метод одним из изящных и первым из позитивных, думаю, другой рекламы и не надо, и вот как предлагает бороться с собакой попрошайкой: “Решением этого вопроса методом 1 будет выставить собаку из столовой или запереть в другой комнате на время еды. Но можно устранить попрошайничество выработкой несовместимого поведения - например, обучить собаку лежать на пороге столовой, пока люди едят. Первым делом вы обучаете собаку ложиться, постепенно добиваясь того, чтобы это поведение управлялось стимулами. Затем вы можете сделать так, чтобы собака во время вашей еды выполняла команду “ложись”, укладываясь вдали от стола. Вы подкрепляете это поведение пищей, когда тарелки пусты. Отойти и лечь несовместимо с попрошайничеством у стола; собака физически не может быть одновременно в двух местах, и поэтому попрошайничество угаснет”.

А мы пойдем еще дальше. Предположим, что ваша собака: 1) скулит и лает от возбуждения, когда спускается по лестнице; 2) громко лает на прогулке; 3) сама драк с собаками не затевает, но не прощает вольностей и поэтому драки случаются часто; 4) охотится за кошками; 5) может при случае подобрать, что-нибудь особо ценное с земли; 6) может взять пищу у посторонних и 7) даже когда просто бежит по улице ни на кого не обращая внимания, заставляет прохожих делать испуганный вид, подхватывая на руки детей. С каждым из этих недостатков можно бороться используя какой-нибудь свой особенный метод, но тогда их понадобиться семь и в семь раз больше времени. А можно обойтись одним. Для этого достаточно научить вашу собаку выходить на прогулку только с аппортировочным предметом в пасти и носить его всю прогулку, то есть воспользоваться методом выработки несовместимого поведения. На самом деле, как лаять, когда рот закрыт? Как подобрать пищу с земли, если для этого надо выплюнуть аппортировочный предмет, а это строго воспрещается? Да и прохожие, видя идущую им на встречу собаку с веселой игрушкой в пасти, не только не паникуют, а улыбаются и часто говорят: “Ах, какая умная собака!”.

Мой миттельшнауцер всегда чрезвычайно возбуждался, когда мы шли на прогулку, что и сопровождал повизгиванием, подлаиванием, а то и подвыванием. А это, конечно, спокойствию соседей не способствовало, да и мне не нравилось. Используя подход Метода 5, я научил собаку выносить на улицу и носить во время прогулки аппортировочный предмет. И это оказалось несовместимым с оперными номерами - для того, чтобы запеть, нужно было выплюнуть аппорт, а этого делать было нельзя. Позднее я убедился, что обязательность аппортировки исключает подбор пищи с земли, взятие пищи у посторонних, снижает количество драк и позволяет ходить по улицам без намордника. Миттельшнауцеру было уже около четырех лет, когда я научил его обязательной аппортировке, до этого достаточно наломав дров со всякого рода отучениями. Но когда у меня появился щенок немецкой овчарки, уже с двухмесячного возраста я приучил его гулять только с игрушкой во рту. Сейчас этому щенку пятый год, он гуляет в центре Москвы без поводка и никаких проблем у нас не возникает. Но и этот метод не лишен недостатков. Мне бывает очень обидно, когда моя собака отражает атаку так и не выпуская предмета из пасти.

И так, выработка несовместимого поведения один из лучших способов борьбы с собакой, но требует фантазии для изобретения нового навыка, времени и настойчивости от хозяина по его формированию. А если говорить о недостатках, то и на солнце есть пятна.

strela1.gif (1756 bytes)  Наверх

Метод 9. Связь поведения с определенным сигналом.

Мы уже с вами договорились, что причиной любого поведения является потребность. То есть, когда мы голодны мы хотим совершить пищедобывающее поведение - сходить в магазин, открыть холодильник, что-то разогреть, что-то порезать. А если мы голодны, но находимся в учебной аудитории или в зрительном зале? Значит, потребность потенциально вызывает то или иное поведение, которое может и не проявиться если нет условий свидетельствующих о возможности удовлетворения данной потребности. Короче, мы и собаки не совершаем жевательных движений, пока нечего жевать. Ученые, занимающиеся поведением называют информацию, которая сигнализирует о возможности удовлетворения потребности, стимулами. Часто ими становятся наши команды, которыми мы пользуемся при дрессировке. Помните, для того, чтобы собака легче научилась, например, посадке, мы сначала создаем у нее пищевую потребность. Потом объясняем, что она может получить пищу если выполнит команду и сядет. Вначале собака лучше слушается, когда голодна. Но со временем, после многократных тренировок, она начинает прекрасно слушаться и не будучи голодной. То есть наша команда - стимул приобрел причинное влияние на собаку. Вот на этой удивительной особенности научения и основывается Метод 6. В оперантной дрессировке это называется - подведение поведения под стимульный контроль. Поэтому Карен Прайор считает, что в ситуации, когда человек или животное обучены совершать действие в ответ на определенный ключевой (главный) стимул, поведение начинает подчиняться этому стимулу, и если этот сигнал не подается, в его отсутствии поведение начинает угасать.

Этот метод можно использовать для того, чтобы избавиться от любого типа нежелательного поведения, сделав так, чтобы оно осуществлялось только по сигналу, а затем перестать подавать этот сигнал. Для начала воспользуемся примером, который приводит Карен Прайор, тем более, что в нем участвует Дебора Скиннер, дочь Б.Ф. Скиннера, одного из основоположников оперантной дрессировки. И так, у Деборы Скиннер “была маленькая собачка, которая, когда ее выпускали гулять, начинала лаять и скулить под дверью, вместо того, чтобы идти по своим делам. Дебора сделала небольшой картонный диск, одна сторона которого была окрашена в белый, другая - в черный цвет, и повесила его на дверную ручку снаружи. Когда круг был повернут белой стороной, собаку сразу же впускали. Собака быстро обучилась не утруждать себя понапрасну, просясь в дом при черном сигнале. Когда Дебора находила, что собачка пробыла на улице положенное время, она приоткрывала дверь, переворачивала сигнальный круг, а затем впускала собачку как только та попросится. “

Если собака надоедливо лает на улице, попробуйте обучить ее команде "ГОЛОС!" и очень хорошо (значительно!) закреплять данное поведение. Недели две-три почаще заставляйте собаку лаять по команде, подкрепляя ее лай, но ругая ее грозно когда она, даже едва заметно, взлаивает без команды. А потом, постепенно уменьшайте количество голосовых команд.

Такой метод может быть полезен и в случае, если ваша собака швыряется на всех прохожих без разбора. Обратитесь на ближайшую дрессировочную площадку и отдрессируйте собаку по Защитно-караульному курсу (ЗКС), ИПО или по курсу Собака - телохранитель. Собака быстро поймет в каких ситуациях ее поведение подкрепляется положительно и станет гораздо безразличней к прохожим.

Метод подчинения нежелательного поведения определенному стимулу хорош тем, что данное поведение не запрещается собаке, а это иногда и невозможно сделать, просто ей предлагается подождать с ним и тогда получить не трепку, а похвалу и поощрение. А собаки, как и мы, тоже избегают отрицательного и стремятся к положительному.

WB01514_.gif (256 bytes)  В главное меню

e-mail1.gif (2587 bytes)

Сайт создан в системе uCoz