name1.gif (2549 bytes)

WB01514_.gif (256 bytes)   В главное меню

 

Воспитание

 

(Попытка методологического анализа)

 

Кандидат ветеринарных наук, инструктор по дрессировке

В.В. Гриценко

 

 

    Воспитание как термин часто встречается в литературе посвященной выращиванию, содержанию и дрессировке собак. Чрезвычайную значимость процесса воспитания единодушно подчеркивают все авторы. Однако важность этого процесса и частота использования термина не делает его понятней - и толкование “воспитания” и соотнесение его с дрессировкой, очень разноречивы.

Так, например, если профессор Ф.Г. Де-Лиондэ, известный специалист в области охотничьего собаководства начала ХХ века, писал: “Под словом “дрессировка” подружейной собаки мы подразумеваем ее воспитание вообще” (Ф.Г. Де-Лиондэ “Немецкие легавые собаки”, М., 1933), ставя знак равенства между этими понятиями, то его современные последователи, И. Сваровски, М. Отт, Г. Вундерлих  (И. Сваровски, М. Отт, Г. Вундерлих «Воспитание собаки», Калининград, Янтар. Сказ, 1998), полагают, что под воспитанием подразумевается  все виды и типы подготовки собаки. Тогда как О.И. Ульянова считает, что "Под воспитанием надо понимать согла­сие в правилах поведения в совместной жизни между человеком и собакой, когда оба получают от этого преимущество. Воспитание строится на радостном сотрудничестве, которое должно развивать у собаки уверенность в себе и одновременно утверждать авторитет человека. Дрессировка же строится на принципе подчинения и по­давления. В первые полгода жизни щенку необходимо воспита­ние, а не дрессировка, потому что применение в возрасте до одного года методов, используемых при дрессировке, формирует у щенков покорную рабскую душу, а не боевитую, уверенную в себе собаку" (О.И. Ульянова Воспитание щенка немецкой овчарки. Нижний Новгород, Флокс, 1992), противопоставляя дрессировку воспитанию. Однако большинство авторов руководств по воспитанию и дрессировке собак занимают компромиссную позицию: "Воспитание и дрессировку нельзя строго разграничи­вать" (В.Бочаров и А.Орлов. Дрессировка служебных собак. М., ДОСААФ, 1957); "Провести четкую грань между воспитанием щенка и начальной его дрессировкой практически невозмож­но" (В.Н.. Зубко Воспитание щенка. М., БиС, 1995); "Дрессировка неотделима от воспитания собаки…" (А.Н.. Власенко. Спортивная дрессировка собак служебных пород. М.,ИНПА, 1993).

Основные понятия и терминология дрессировки собак пришли к нам из Германии, страны с богатейшим кинологическим опытом. Так еще в 19 веке Роберт Герсбах, один из известнейших немецких кинологов своего времени, определил наиболее важные моменты воспитания и его место в подготовке собаки к работе: "Основы духовного, телесного и общественного образования закладываются в человеке воспитанием. Точно так же только заботливым во­спитанием можно подготовить соба­ку к служению человеку своими спо­собностями, к работе вместе с ним и к защите его" (Р. Герсбах "Дрессировка полицейских собак" Берлин, 1910, цитируется по ж. Ника, №3, 1992). Подчеркивая отличие воспитания от дрессировки, Р. Герсбах писал: "Щенка воспитывают, обучать же можно только умственно и физически зрелую собаку… Воспитывай свою собаку и себя так, чтобы она счи­тала наказанием, когда ты говоришь с ней строго или совсем не гово­ришь, не ласкаешь или совсем не обращаешь на нее внимания. Развивай в ней сознание долга, упражняй ее ежедневно в повинове­нии твоей воле……Твое тело и дух не всегда одина­ково готовы и способны пере­носить напряженную учебу и рабо­ту. Помни — это относится и к со­баке. Не насилуй ее волю, ее соз­нание. Только от вышедшей из щенячьего возраста, вполне здо­ровой и хорошо воспитанной соба­ки можно и должно требовать уме­ния подавлять свое настроение, вла­деть собой". А цели воспитания, определенные Р. Герсбахом актуальны и сейчас: "Благодаря воспитанию нежелате­льные врожденные задатки и накло­нности собаки должны быть ослаб­лены и уничтожены, а желательные пробуждены и развиты".

            Р. Герсбах не ограничивал процесс воспитания выработкой у щенка навыков общего послушания, он включал в него физическое и психическое развитие молодой собаки, подчеркивая, что без этого "из щенка с хорошими задатками получится пуг­ливая, дикая, ленивая и неповорот­ливая собака, без страстности и ума". Более того, он специально выделял социальный аспект воспитания: "Воспитательные упражнения име­ют целью внушить щенку, привязан­ному к своему благодетелю, убежде­ние, что он имеет господина, которого не должен вы­пускать из вида, за которым надо постоянно следовать, которого надо слушаться". Чем, кстати, зачастую пренебрегали авторы книг нового времени. Позицию Р. Герсбаха разделял и В.И. Лебедев, автор первого отечественного руководства по дрессировке служебных собак (В.И. Лебедев "Руководство дрессировки полицейских собак" СПб, 1910).

            Как показывает анализ доступной литературы, авторы более поздних руководств по выращиванию и дрессировке собак, сохраняя основные положения Р. Герсбаха, не только по разному акцентируют внимание на отдельных сторонах воспитания, но часто и вкладывают иное содержание в этот процесс. Так если подход Р. Герсбаха можно охарактеризовать как психологический с элементами антропоморфизма, то подход отечественных авторов отражает точку зрения физиологии высшей нервной деятельности.

            Например, В. Бочаров и А. Орлов (В.Бочаров и А.Орлов Дрессировка служебных собак. М., ДОСААФ, 1957)  считают, что “Воспитание щенков неразрывно связано с процессом их выращивания... Воспитание должно обеспечить проявление, развитие и закрепление у щенков таких инстинктивных реакций, которые будут лежать в основе последующей дресси­ровки (например, оборонительная реакция в активной форме — “злобность”) и подавлении всех реакций, за­трудняющих дрессировку...

            Цель воспитания щенка — вырастить дисциплиниро­ванную, смелую, физически крепкую собаку со здоровой нервной системой и сильным типом высшей нервной деятельности, пригодную для служебного использования... В процессе воспитания щенку прививают полезные навыки, знакомят его с окружающей средой, развивают врожденные рефлексы, которые в дальнейшем послужат основой при дрессировке взрослой собаки. Наряду с этим у щенка заглушают те врожденные рефлексы, которые могут вредно повлиять на дрессировку... Воспитание по существу является подготовитель­ным периодом перед дрессировкой, причем переход от воспитания к дрессировке происходит постепенно”.

            По мнению авторов, воспитание включает в себя приучение собаки к кличке, ошейнику, поводку и выработку навыков общего послушания, которые облегчат последующую дрессировку собаки. Во время воспитания щенка обучают как правильно вести себя в квартире, приучают к плаванию, играм, что способствует процессу развития собаки.

            В. Бочаров и А. Орлов считают, что основное различие “между воспитанием щенка и дрес­сировкой взрослой собаки заключается в том, что при воспитании многие полезные навыки вырабатываются у щенка в процессе игры, они основаны главным образом на поощрении (вкусопоощрительный метод), заинтере­совывающем щенка в выполнении требований. При воспитании только изредка прибегают к принуждениям, причем только в слабой форме... но все же без них обойтись нельзя, иначе щенок вырастет избалованным”.

            Однако, не смотря на имеющиеся различия в воспитании и дрессировке, авторы подчеркивают, что “в процессе воспитания щенка приучают к выполнению определенных действий, руководствуясь в основном методикой и техникой дрессировки служебных собак... Навыки на команду или  жест вырабатываются так же, как и при дрессировке, но безотказность действий закрепляется уже в процессе самой дрессировки, когда к собаке предъявляются большие требования, когда в зависимости от выполнения или и невыполнения приказания чередуются поощрение и принуждение“.

            Следующим отличием воспитания от дрессировки, авторы считают время осуществления этих процессов. Так если воспитание необходимо начинать сразу после отъема щенка от матери, то к дрессировке следует приступать не ранее десяти месяцев, “так как в раннем возрасте организм собаки и ее нервная система не достигают еще полного развития”.

            В. Гусев (В. Гусев Щенок в вашем доме. М., Изд-во “Прометей” МГПИ им. В.И. Ленина, 1989), отделяя воспитание от других процессов взаимодействия с собакой, пишет: “Хорошая собака, преданный друг и незаменимый помощник, не может быть только выращена, выдрессирована или натаскана. Она должна быть именно воспитана. Правильное воспитание щенка с самого раннего возраста — это основное условие последующего развития в нем требуемых качеств. Воспитание имеет своей целью, прежде всего нормальное формиро­вание нервной системы, а также выработку целого ряда навыков, необходимых для жизни самой собаки и удобства общения с ней... Правильное воспитание собаки с месячного возраста подготавливает ее психику к нагрузкам, которых требует служба человеку. Другой задачей воспитания является постепенная отработка послушания, необходимых в обиходе и на охоте приемов”.

Очень подробно воспитание анализируется В.Н. Зубко в книге “Воспитание собаки” (М., БиС, 1995).  Так В.Н. Зубко считает, что “Воспитание щенка — это выработка у него навы­ков, привычек, полезных для хозяина. Воспитание на­правлено на приучение щенка своевременно воспри­нимать раздражители внешней и внутренней среды, и правильно на них реагировать с целью облегчения его повседневного содержания и последующей дрессиров­ки. Одновременно в процессе воспитания у щенка за­тормаживаются и изживаются ненужные, вредные “привычки”. Этим достигается удобное и выгодное для хозяина, членов его семьи и окружающих поведение щенка”.

            Пытаясь отделить воспитание от дрессировки, В.Н. Зубко вводит понятие начальной дрессировки, как составной части процесса воспитания: “Воспитанием щенка занимаются в период его вы­ращивания и начальной дрессировки, поэтому они тес­но переплетаются между собой”. Однако при этом границы воспитательной дрессировки и воспитания не достаточно определены: “Под начальной дрессировкой, иногда называемой воспитательной, понимается выработка у щенка услов­ных рефлексов и первоначальных навыков, позволяю­щих при помощи команд и жестов управлять его пове­дением”.

    По мнению В.Н. Зубко, в отличие от дрессировки взрослых собак воспитательная дрессировка щенков “не ставит своей целью приучать их немедленно, четко и безотказно выпол­нять команды в любых условиях окружающей среды, а лишь правильно реагировать на них и выполнять, пусть даже недостаточно четко и несовершенно… Сущность воспитания щенка и его начальной дрес­сировки заключается не в том, чтобы научить его са­диться, ложиться, стоять и т. п.: они способны это де­лать по своим природным задаткам,— а в том, чтобы они выполняли подобные действия правильно и по ко­мандам (сигналам) хозяина”.

В.Н. Зубко подчеркивает, что принципиальных различий между воспитанием и дрессировкой не существует: "Общим для воспитания и дрессировки является то, что они основаны на психофизиологических законо­мерностях поведения собак и направлены на выработ­ку у животных полезных для человека навыков, при­вычек и недопущение ненужных, вредных действий". Однако, по его мнению: "Существенное же различие между ними заключается в следующем. При воспитании щенка ставится задача выработать у него общие начальные полезные для человека навы­ки, делающие его послушным в повседневном обраще­нии и являющиеся основой последующей начальной дрессировки, а затем, когда щенок станет взрослой со­бакой,— основой успешной общей (ОКД) и специаль­ной (защитно-караульная, розыскная и др.) дрессиро­вок. Таким образом, воспитание направлено на выра­ботку начального общего послушания, основных элементов дисциплинированности, отнюдь не доведенных до полного совершенства. Дрессировка же собак по­зволяет вырабатывать у них четкие, безотказные на­выки не только общего послушания, а и общего (ОКД) и специального курса дрессировок, позволяющие ис­пользовать их на той или иной службе (работе)".

Вслед за В. Бочаровым и А. Орловым, В.Н. Зубко считает, что "Воспитание и начальная дрессировка щенков, вы­работка у них необходимых навыков достигаются че­тырьмя основными методами: механическим, вкусо-поощрительным, контрастным и подражательным" и что процесс воспитания ограничен периодом с момента отъема щенка от матери до достижения им возраста 8-10 месяцев.

    Не смотря на жесткое разделение воспитания и дрессировки, О.И. Ульянова (О.И. Ульянова Воспитание щенка немецкой овчарки. Нижний Новгород, Флокс, 1992), сводит воспитание к формированию у собаки разнообразных навыков: "Непосредственно воспитание немецкой овчарки включает в себя воспитание общепослушательных, специальных и оборонных навы­ков", разделяя воспитание и дрессировку, как уже упоминалось выше, только по способам воздействия на собаку. Таких же взглядов придерживаются Л.С. Шерешевская (Л.С. Шерешевская "Выращивание и воспитание щенка" В сб. "Основы служебного собаководства" М., ДОСААФ, 1975) и Э. Шерешевский (Э. Шерешевский "Первичная дрессировка щенка" В сб. "Клуб служебного собаководства" М., ДОСААФ, 1978).

    По мнению М. Ефремовой и Н. Ефремова (М. Ефремова, Н. Ефремов "Как вырастить собаку" "Ника", № 4, 1991): "Воспитание собаки вовсе не ограничивается выучи­ванием нескольких команд. Главная цель — собака дол­жна стать приятной в общении. Безусловно, и в определенных пределах управляемой, иначе владелец не будет иметь покоя, а собака — долгой жизни. Вот это уже зависит именно от команд… Собственно, в широком смысле воспитание собаки и заключается в том, чтобы, во-первых, приучить ее к понятиям «нельзя» и «плохо», а во-вторых, добиться, чтобы она знала, помнила, что именно ей делать не следует, даже в моменты, когда хозяин на нее не смот­рит".

    А.Н. Власенко, ссылаясь на немецкого дрессировщика Г. Оберлендера, (А.Н. Власенко Спортивная дрессировка собак служебных пород. М.,ИНПА, 1993), декларирует, что "Дрессировка неотделима от воспитания собаки, а последнее есть не что иное, как установление правильных взаимоотношений между человеком и собакой. Единый процесс дрессировки и воспитания имеет целью своей не только заучивание собакой каких-то определенных дей­ствий в ответ на сигналы дрессировщика, но и приводит ее “к сознанию непоколебимой высоты и мощи ее госпо­дина, а этим путем — к безусловному повиновению”. Безотказная работа собаки возможна только лишь в случае, если дрессировщик в ее глазах имеет высокий авторитет, не подлежащий никакому сомнению".

    Еще больше внимания социальному аспекту воспитания уделяет Н.Д. Криволапчук (Н.Д. Криволапчук О чем думают собаки… СПб, 1999). По ее мнению "Цели воспитания … очень широ­ки — от формирования общих качеств характера до искоре­нения отдельных вредных привычек", а главной задачей является "формиро­вание характера". При этом в процессе воспитания "человек должен, прежде всего, передать животному свои пред­ставления о жизни", для того, чтобы собака познакомилась с "принципами альтруистического поведения… и нашла желательное равновесие своих и чужих (в первую очередь — хозяйских!) интересов…".

Определяя взаимоотношения воспитания и дрессировки, Н.Д. Криволапчук пишет: "Главное отличие дрессировки от воспитания состоит имен­но в том, что дрессировочные программы более или менее универсальны (во всяком случае, в отношении общей дис­циплины), тогда как воспитание отражает жизненные прин­ципы и пожелания хозяина, а потому столь же уникально, как уникальна каждая семья, каждая пара людей, в каких бы отношениях они ни находились. Воспитание — это выра­ботка полной системы взглядов на жизнь и жизненных правил, а не отдельные достижения. …Дрессировкой можно сделать из овчарки гончую по кровавому следу или караульного пса в “зоне”, можно фокса превратить из охотника в телохранителя. А воспита­ние специализировано по желательным и нежелательным свойствам характера, позволяющим превратить собаку в на­дежного спутника жизни, в понимающего и преданного дру­га. …Процесс воспитания так же сложен, как и сама жизнь, ради которой мы, собственно, и идем на все эти труды и заботы. Тут Вам и правила приема приятных гостей, и защита от нежелательных и опасных посетителей (в присут­ствии хозяев и без них); правила милого общения с друзья­ми и умение не соваться, куда не следует; законы активности и законы безразличия... да мало ли, что еще! Воспита­ние без той или иной дрессировки невозможно. Дресси­ровка без воспитания бессмысленна".

            Учитывая закономерности психофизиологического развития молодой собаки, Н.Д. Криволапчук вводит понятия “киндер-дрессировки” и "юниор-дрессировки", отличая их, как и другие авторы, по способам воздействия на собаку. Однако содержание предлагаемых понятий соответствует "воспитательной дрессировке", упомянутой выше и сводится к освоению ("разучиванию смысла") "большинства важнейших дисциплинарных навыков".

            Довольно оригинально трактует воспитание  В.Варлаков (В. Варлаков "Несколько слов об обучении, дрессировке и воспитании" Zooбум, № 6, 1995), считая, что "у воспитания и дрессировки разные цели": "Воспитание - это целенаправленный процесс формирования человеком у щенка вполне опре­деленных норм поведения в семье, на улице, по отношению к окружающим его собакам, другим животным, людям и разнообразным условиям внешней среды, а также установление оптималь­ных взаимоотношений между членами семьи и взрослеющей собакой. Воспитанная собака может мало знать и уметь, но при этом ведет себя весь­ма благородно, так как ей известны правила хо­рошего тона, и тем самым она не создает проб­лем своему хозяину и окружающим. На практике обучение, воспитание и дрессиров­ку грамотный инструктор осуществляет практи­чески одновременно, ставя лишь различные за­дачи перед собой и собакой".

 

            Таким образом, приходится констатировать, что единого и четко определенного отношения к воспитанию не существует. Скорее всего, это вызвано сложностью и многогранностью процесса воспитания, что дает основания в конкретной позиции акцентировать внимание на той или иной его стороне.

Полностью исключить влияние антропоморфизма при анализе терминов, пришедших в науку о поведении животных из гуманитарной  психологии, не представляется возможным, тем более по отношению к такому устоявшемуся термину, как воспитание. Поэтому мы воспользуемся самыми общими характеристиками гуманитарного воспитания, что сделает, кстати, более понятным содержание определяемого понятия, и адаптируем его по отношению к животным, живущим совместно с человеком, и конкретно к собаке. Почему необходимо искать аналогии с гуманитарным воспитанием? Еще и потому, что воспитание животного означает ассимиляцию его человеческим обществом, так сказать является процессом «очеловечивания» животного в социальном смысле этого слова. Поэтому воспитание скорее более человеческое понятие, чем биологическое, и, по сути, означает подготовку животного к жизни по законам человеческого общества. И потому, что человек при этом активно влияет на реализацию биологических законов.

Воспитание человека включает в себя психологические, социологические, физиологические и физические аспекты. В отличие от специального обучения, которое реализуется в профессиональной деятельности, воспитание проявляется в навыках социального поведения.

            Воспитать, в самом общем понимании этого термина, (1) вырастить, дав образование, обучив правилам поведения; (2) путем систематического воздействия, влияния сформировать чей-н. характер; (3) привить, внушить что-н. кому-н. (С.И. Ожегов “Словарь русского языка”, М., Русский язык, 1988). Быть воспитанным, значит уметь хорошо себя вести (в семье, на улице, в коллективе, по отношению к окружающему миру).

            Если говорить о социальном аспекте воспитания собаки, то в человеческом обществе ей приходится играть несколько социальных ролей:

            1. Собака член семьи человека;

            2. Собака член общества людей;

            3. Собака член общества других животных;

            4. Собака как партнер в паре: человек (хозяин) - собака;

            5. Собака как биологическое существо в мире физической стимуляции;

            6. Собака, выполняющая специальную функцию (собака-сторож, собака-защитник; собака-компаньон; собака-охотник и т.д.).

            Собака должна себя вести адекватно с членами семьи и по отношению к прохожим на улице и попутчикам по автобусу, по отношению к другим животным, также как и по отношению к владельцу в процессе дрессировки или кинологу при выполнении специальных функций. Для эффективного управления собакой и успешного выполнения возложенной на нее работы, собака должна также адекватно реагировать и на небиологические факторы окружающей среды. Правда это уже реализация психофизиологической стороны воспитания и это требует особого рассмотрения. Пока же мы подчеркнем, что первой задачей воспитания является адекватная социализация собаки.

            Под социализацией понимают «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства  индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» («Краткий психологический словарь» Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д., Феникс, 1998). А проще говоря, социализация это обучение совместно жить и действовать. Во время социализации собака обучается определению, распознанию и запоминанию возможных социальных партнеров и правилам взаимодействия с ними. Отсутствие социализации, неполная или неправильная социализация приводит к развитию настороженности по отношению к человеку и животным или боязни их и служит основой для формирования нежелательного поведения: трусости, повышенной тревожности, осторожности, фобий по отношению к некоторым типам людей или видам животных, а отсюда к появлению трудностей в управлении собакой, ее дрессировке и использованию. Иногда, напротив, развивается повышенная агрессивность.

Как и человек, собака относится к незрелорождающимся видам. Процесс дозревания нервной системы – окончательное ее морфологическое и физиологическое формирование происходит уже в процессе раннего онтогенеза. Дозревание нервной системы осуществляется при активном участии факторов внешней среды. Так задумала природа, предполагая некий оптимальный уровень взаимодействия молодого организма с окружающей средой. Если этот уровень искажается, например, организм испытывает недостаток сенсорной стимуляции, процесс формирования нервной системы нарушается. Так было показано, что в условиях сенсорной изоляции мозг атрофируется, и, наоборот, развивается выше средних возможностей при гиперстимулировании шумом, запахами, вкусовыми и зрительными раздражителями, аффективными воздействиями и т.п. Всем известен «синдром питомника», а в настоящем времени приходится говорить о появлении «синдрома квартиры».

    Ранняя сенсорная депривация, которая может проявляться в условиях ограниченного содержания (в питомнике, в квартире, на участке коттеджа), однообразных факторов внешней среды, пониженной двигательной активности, невысоком уровне социальных контактов (в той или иной степени выраженная социальная изоляция), вызывает часто не компенсируемые в дальнейшем недостатки поведения.

            Ранняя сенсорная деривация приводит к разной степени выраженности следующим последствиям:

            - морфологическим изменениям центральной нервной системы,  которые выражаются  в  уменьшении  объема серого вещества мозга по сравнению с животными, содержащимися в обычных условиях (у животных,  выращенных в обогащенной среде, отмечается увеличение тела нервных клеток, количества дендритных шипиков и синапсов, новых отростков аксонов и увеличение диаметра капилляров мозга);

            - торможению формирования (созревания) анализаторов,  что в дальнейшем приводит к ухудшению научения с их использованием;

            - сохранению “рефлекса настороженности”;

            - замедлению угасания ориентировочно-исследовательского поведения и привыкания к новой обстановке;

            - ухудшению сенсорно-моторной координации животных,  что выражается в трудности освоения двигательных навыков;

            -  активации нервных образований отрицательного  подкрепления,  в результате чего животные стремятся исключить возможность получения отрицательного подкрепления даже за счет отказа  от  получения положительного;

            - снижению стрессоустойчивость и ухудшению состояние  конституционального (естественного) иммунитета.

Таким образом, второй составляющей воспитания (психофизиологическая сторона воспитания) является обеспечение адекватного дозревания (формирования) центральной нервной системы собаки.

            Применительно к  животному не принято говорить о характере, чаще используют понятие темперамента, под которым подразумевается совокупность психических свойств индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний, характеризующих степень активности и эмоциональности и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении.

            Как только рождается животное, генетически наследуемые его свойства начинают взаимодействовать с окружающей средой (кстати, человек, это элемент окружающей среды по отношению к собаке, пусть даже очень активный, но элемент) и в процессе своего взаимодействия изменяются. Изменяются не до бесконечности, а в рамках генетически предопределенной вариации признака и в совокупности определяют темперамент животного. Свойства организма наиболее пластичны до его полового созревания. Это не значит, что свойства темперамента остаются неизменными после этого, но их изменения во взрослом состоянии уже не столь значительны.

            Конечно, темперамент может формироваться и без участия человека и даже вопреки его желанию, так как является процессом биологически закономерным. Задачей человека является формирование темперамента с заданными свойствами (в рамках генетической вариации данного животного), которые определяются целью использования собаки.

            Таким образом, воспитание это еще и формирование темперамента.

            Придание воспитанию функций дрессировки создало состояние неразберихи и неопределенности, и потребовало введения дополнительных условий и ограничений, а это ситуацию еще более запутало.

            Как мы видим из обзора выделение “воспитательной” (начальной, подготовительной) дрессировки или приписывания воспитанию формирование не социальных форм поведения и затем противопоставление воспитания дрессировке, в общем-то, не имеет под собой оснований. Мы можем говорить о “дрессировке щенка”, о “формировании бытовых навыков” о “дрессировке собаки по курсу послушания (или ОКД)” или “дрессировке собаки по ЗКС”. Любой из указанных видов дрессировки - это дрессировка, методика которой строится с учетом возраста, породы, пола, темперамента собаки и поставленных задач.

            “Воспитательная дрессировка” создание искусственное и поэтому аргументы, отличающие ее от дрессировки, надуманы.

            Аргумент 1: Дрессировка строится на “принуждении и наказании”, а “воспитание на игре и вкусопоощрении”.

            Это утверждение лишь отражает позицию авторов и характеризует их непонимание сути дрессировки. Дрессировка располагает достаточным количеством методов и способов, чтобы выбрать наилучшие для достижения эффективного результата в каждом конкретном случае. А, если нужно и с точки зрения гуманности тоже. Еще В.Л. Дуров, используя свой метод “гуманной дрессировки” с успехом выдрессировал 50 видов диких (!) животных. А наиболее распространенный способ дрессировки полицейских собак за рубежом, практически по всем видам служб, игровой.

            Аргумент 2: “Воспитательная дрессировка” формирует умение, навык же формируется в процессе дрессировки.

            Однако в процессе выработки любое действие, прежде чем стать навыком проходит стадию умения. Если принять позицию авторов, пользующихся этим аргументом, то получается,  вырабатывая какое-либо умение у взрослой собаки, мы занимаемся ее воспитанием.

            Аргумент 3: “Воспитательная дрессировка” направлена на формирование “навыков и привычек” необходимых для управления собакой в быту, а дрессировка - специальных навыков.

            А что существует принципиальная разница между формированием навыков посадки или укладки у владельца с собакой, которые не посещают дрессировочную площадку и владельца с собакой, которые осваивают ОКД на площадке? Или собака совершенно по другому нюхает, когда разыскивает по следу спрятавшегося хозяйского ребенка, в отличие от проработки следа в рамках курса IPO? Или, если какое-либо действие не включено в официальный курс дрессировки оно вырабатывается у собаки по каким-то другим биологическим законам?

            Аргумент 4: “Воспитание” ограничивается периодом от отъема щенка от матери до достижения щенком возраста 10 - 12 месяцев, все, что позже это дрессировка.

            А если я отловлю бродячую собаку в возрасте полутора лет, которая родилась и выросла на улице, то мои воздействия на нее будут “воспитанием” или дрессировкой?

            Прежде всего, следует подчеркнуть, что воспитание собаки, как и воспитание человека, имеет начало, но не имеет окончания.

            И нельзя согласиться с утверждением В.Варлакова, что воспитанная собака “мало знает и умеет”. Например, человеческий детеныш в процессе воспитания к своему 8-и летнему возрасту усваивает до 80% информации от той, которую может освоить человек за всю свою жизнь. Нечто аналогичное присутствует и у собаки. Достаточно вспомнить эффект ранней сенсорной депривации.

            Воспитание это, как и дрессировка тоже научение и тоже формирование поведения, но это формирование социального поведения. Если во время дрессировки мы выделяем нервно-мышечный аспект актов поведения, то при воспитании акцентируем внимание на формировании знаний и понятий, на социальной стороне поведенческого акта. Например, укладка собаки по команде, с одной стороны совершенно не сложный нервно-мышечный акт, и формирование его не представляет труда. И выработка навыка укладки по команде - сфера компетентности дрессировки. Однако, социальная значимость укладки довольно высока - лечь перед кем-то, это значит, принять позу подчинения, значит признать более высокий ранг этого кого-то. То есть укладка, в некоторых случаях, может рассматриваться как реализация социального поведения. И вообще, с точки зрения собаки, подчиняться (т.е. выполнять команды) можно только доминирующему по отношению к тебе социальному партнеру. Так как, регламентировать и корректировать поведение может только высокоранговое животное. И это как раз та самая точка, где соприкасаются воспитание и дрессировка. Мы часто, для коррекции социального поведения взрослых собак, советуем заниматься их дрессировкой и, наоборот, дрессировка происходит гораздо успешней, если собака правильно воспитана. То есть в целях воспитания, мы можем пользоваться дрессировкой, как приемом воспитания, но воспитание это не дрессировка. Точно также, дрессируя собаку, мы отчасти меняем ее “мировоззрение”, но дрессировка это не воспитание. Воспитание и дрессировку объединяет то, что оба они участвуют в формировании поведения. И взаимоотношения их можно сравнить с взаимоотношением формы и содержания в поведении как в целом.

            Таким образом, воспитание собаки это целенаправленная и методическая деятельность человека по формированию ее темперамента и социальных норм поведения, соответствующих целям и задачам использования собаки.

            Воспитание должно обеспечивать нормальное завершение развития нервной системы, адекватную социализацию, становление заданных свойств темперамента и социального поведения, гарантирующих эффективное управление собакой, ее дрессировку и применение.

 

WB01514_.gif (256 bytes)   В главное меню                              

 

e-mail1.gif (2587 bytes)

Сайт создан в системе uCoz