name1.gif (2549 bytes)WB01514_.gif (256 bytes)   В главное меню

 

 

СОБАКА БЕЗ ПРОБЛЕМ!

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вместо предисловия

ГЛАВА 1. НЕМНОГО ТЕОРИИ

ГЛАВА 2. МЫ И СОБАКИ

ГЛАВА 3. ПРИВЫЧКИ ХОРОШИЕ И НЕ ОЧЕНЬ

  • Кличка. Как много в этом слове!

  • Гардероб для собаки

  • Как приучить щенка к ошейнику и поводку

  • Приучение к наморднику

  • Лужи и не только

  • Газетный туалет

  • Место в жизни и под солнцем

  • Приучение собаки к "месту"

  • Разрушительное поведение или жевательная резинка для собак

  • Одиночество

  • Как бороться с разрушительным поведением

  • Чуден лай при тихой погоде...

  • Что такое лай?

  • Причины избыточного лая

  • Чтобы собака меньше лаяла, ...

  • Прыжки

  • Игра, как способ существования

  • Как съесть то, что есть

  • Подбирание пищи с пола и земли

  • Как отучить собаку воровать со стола

  • Извращенный аппетит

  • Причины извращенного аппетита

  • Коррекция извращенного аппетита

  • Копрофагия

  • Каждая собака имеет право на клетку

  • Как мы относимся к клетке для своей собаки

  • Какую клетку выбрать

  • Как приучить щенка к клетке

  • Клетка для взрослой собаки

  • Прогулка

  • Страшнее гиподинамии зверя нет!

  • Прогулочный этикет

  • Распорядок прогулки

  • По дороге во двор

  • Правила дорожного движения для собак Парфюмерные страсти

  • Сами вы... "Фу!"

  • Собака и собаки

  • Щенок + дача

  • Дорога - дело особенное

  • Где будем жить

  • Бегом и вплавь

ГЛАВА 4. КОМАНДЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

  • Общие положения

  • Команды Послушания

  • "Сидеть!"

  • "Ко мне!"

  • Основная стойка (исходное положение)

  • "Гуляй!" и перерывы в занятиях

  • "Рядом!"

  • "Лежать!"

  • "Стоять!"

  • Возвращение на "место"

  • "Аппорт!"

ГЛАВА 5. СОБАЧЬИ ГОРИЗОНТЫ

  • Сам себе артист

  • Гарвард для Тузика

  • Курсы послушания

  • Специальные курсы дрессировки

  • Комплексная дрессировка

  • Спортивная дрессировка

Книга получилась не совсем такой, какой хотелось бы мне, как автору. Но что делать, если музыку заказывает тот, кто платит! А платит издатель...

Эта книга для начинающих, для владельцев так называемых спортивных и декоративных пород собак и для тех, кто по каким-либо причинам не хочет (или не может) ходить на дрессировочную площадку, или хочет иметь не дрессированную по какому-либо курсу, а просто воспитанную собаку. Детей-то своих мы воспитываем не имея педагогического образования, так что попробуйте, может быть в Вас спит великий дрессировщик!

Эта книга для тех, кто хочет иметь воспитанную собаку – члена семьи, друга, компаньона, умеющего себя вести как в квартире, так и на улице. В книге рассмотрены психологические аспекты воспитания и дрессировки, правильного взаимоотношения членов семьи с собакой. Книга объяснит происхождение многих проблем, которые обычно возникают, когда мы приносим домой щенка и расскажет, как их предотвратить. Она поможет вам самостоятельно сформировать нужный характер своего питомца и освоить навыки, необходимые, чтобы сделать жизнь с собакой счастливой.

Книга написана на основе личного опыта выращивания и воспитания собак таких пород как боксер, немецкий дог, миттельшнауцер, немецкая и среднеазиатская овчарки и опыта нескольких сотен учеников, владельцев многих декоративных и служебных пород собак.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, имеющих или только собирающихся завести собаку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОБАК

Вот просто несколько фактов агрессивного поведения собак в Северной Америке:

Повышенная агрессивность собак имеет несколько причин, но все они могут быть объединены в 3 большие группы: плохое разведение, неадекватный импринтинг (неправильное содержание в раннем возрасте) и плохое воспитание.

Окружающая обстановка может также влиять на выраженность агрессии. Жизненные условия, характеризующиеся недостаточной социализацией, чрезмерными наказаниями, атаками агрессивных собак, неправильной и неоправданной похвалой владельцев, недостатком общения с людьми, незащищенностью от нападок невоспитанных детей, гиподинамией – все это приводит к извращенному поведению собак.

Агрессивная собака не становится монстром за один день. Обязательно бывают признаки, свидетельствующие о ее наклонностях и возможном нежелательном поведении. Или она слишком робкая и трусливая, что опасается за свою жизнь и в опасной, с ее точки зрения ситуации, пытается себя защитить и поэтому проявляет агрессию. Или это могло развиваться медленно, сначала проявляясь по отношению к людям, которые проходили рядом с ее игрушками или миской с кормом.

Обычно, когда мы воспитываем щенка, нас больше волнует его аппетит и нежелание подходить по команде, поэтому относимся снисходительно к его игривому рычанию. Иногда нас забавляет “отважность” маленького песика и мы задумываемся только тогда когда сталкиваемся с той же отважностью, но уже большого пса.

Агрессивное поведение, как компонент, встречается у собак при иерархическом, территориальном, оборонительном, охотничьем, пищевом, игровом, половом и родительском поведении. Некоторые из видов агрессии были рассмотрены в предыдущей главе, оставшиеся вкратце рассмотрим здесь.

Иерархическая агрессия (агрессия доминирования):

Если верить Ed Frawley большинство укусов наносится собаками, относящимися к некрупным породам. Калифорнийским университетом был сделан анализ, результат которого показал, что чаще всего на людей швыряются собаки весом до 10-и килограммов. Это потому, что большинство владельцев небольших собак не воспринимают серьезно своих питомцев и часто игнорируют проблемы доминирования, считая, что их маленький терьер просто шалит, когда он рычит на детей или на тех, кто садится рядом с ним на диван. Нужно помнить, что именно некрупные собаки могут кусать маленьких детей в лицо. Владельцы же крупных собак все же предпринимают некоторые попытки контролировать агрессивность своих собак.

Если вашей целью является воспитание защитной собаки, развивайте агрессию других типов. Нейтрализовать иерархическую агрессию взрослой собаки (старше 18 месяцев) бывает очень трудно или совсем невозможно.

Территориальная агрессия:

Территориальная агрессия может быть рассмотрена как форма доминирования. В процессе взросления собака учится смотреть на двор, автомобиль или дом как на свою собственность. Иногда доминирующая собака начинает утверждать это по отношению к членам своей семьи-стаи, но чаще территориальная агрессия направлена на защиту собственности от чужаков.

Собаки, которые выращиваются и содержатся на привязи или в вольере, вырастают более территориальными (более зависимыми от конкретной территории), чем те собаки, которых содержат свободно. Причем содержание собаки на привязи (что не очень гуманно по отношению к собаке) или в вольере может увеличить ее агрессивность.

Оборонительная агрессия (агрессия страха):

Вы, наверное, все слышали термин “трусливо-агрессивная собака”. Этот тип собак боится и стремится избежать, как им кажется, “опасных” людей и “опасные” места. Почти всегда от страха кусаются собаки, которые имеют неуравновешенный темперамент и слабую нервную систему. Причинами этого могут быть плохое разведение и ранняя сенсорная депривация - выращивание собаки в обедненных общением и впечатлениями условиях.

Трусливо-агрессивные собаки очень непредсказуемы в своем поведении. Они демонстрируют позу подчинения (уши обращены назад, голова опущена, они избегают прямого взгляда, стараются казаться меньше, прячут хвост между ногами, часто мочатся), лижут руки и переворачиваются на спину, подставляя живот. Они не хотят, чтобы их касались руками, например, во время ветеринарных процедур, ненавидят, когда касаются их ног, не любят ласки и шарахаются прочь от протянутой руки. Они кусаются от страха – защищаясь, они кусаются, когда попадают в безвыходное положение и часто кусают людей, которые поворачиваются спиной и отходят от них.

Если у вашей собаки именно этот тип агрессии проведите несколько тренировочных занятий, которые помогут ей установить добрые отношения с окружающими и увериться в собственной безопасности. Например, если собака боится идущих на встречу людей, попросите своих знакомых подходить к вам и давать собаке кусочки чего-нибудь вкусного.

Если вы имеете несчастье обладать очень робким щенком, постепенно приучайте его к всевозможным предметам и явлениям нашей повседневной жизни. Берите его с собой, куда бы вы ни шли. При этом внимательно следите, чтобы ничто не причинило собаке вред или сильно ее напугало. Если щенок пугается чего-нибудь, прижмите его к своим коленям, наклонитесь к нему и подбадривающе (не сюсюкая и не жалея!) успокойте его. Докажите ему, что бояться нечего.

Дрессировка по какому-нибудь курсу послушания и социализация - лучшее решение проблем большинства робких собак.

Второй формой оборонительной агрессией является защита членов стаи. Что собаки воспринимают как угрозу и насколько агрессивно они защищают, зависит от предшествующего опыта: воспитания и дрессировки. Довольно часто случается, что собак воспитывают женщины и такие собаки могут быть агрессивны к мужчинам. Это случается когда на улице мужчина обращается за чем-либо к хозяйке. Замечено также, что чем ближе находится собака от владельца, тем ее реакция более агрессивна (смелость собак, даже больше чем у людей, зависит от наличия группы - эффект группы), особенно если владелец взволнован. Агрессия таких собак резко уменьшается по мере удаления от владельца.

Охотничья агрессия (хищническая агрессия):

Современная собака где-то в глубине души все-таки волк и ей свойственно желание, прежде чем пообедать, догнать и убить свой обед. Даже овчарка, чье поведение очень изменено отбором, любит гоняться за тем, что кажется ей жертвой. Это проявляется в желании побежать за коровой, собакой, автомобилем, велосипедом и спортсменом-бегуном. Терьеры и некоторые гончие имеют очень развитый инстинкт охотника, поэтому не могут быть идеальными собаками для любителей морских свинок и домашней птицы. Бультерьеры были выведены специально для охоты на кабанов. У этих собак также очень выражен охотничий инстинкт, что делает их неподходящими партнерами для игр с детьми, потому что может привести к не спровоцированой агрессии. Инстинктивное поведение устранить невозможно, и это накладывает определенные ограничения на наши взаимоотношения с собаками. Хищническая агрессия очень серьезная проблема! Если другие виды агрессивного поведения призваны, чтобы запугать противника, то хищническая агрессия заставляет собаку серьезно покалечить или убить противника.

И в этом случае наиболее эффективно пройти курс послушания и провести коррекцию иерархического положения собаки в семье. Некоторые собаки во время погони за "жертвой", легче прекращают погоню по команде "Лежать!", другие - по команде "Ко мне!". В любом случае, вы должны обладать такой властью, чтобы остановить собаку во время погони.

Вы можете научить собаку прекращать погоню, укладывая ее по команде, тренируя это во время игры с предметами - вы бросаете предмет и укладываете бегущую за ним собак (если нужно, используйте длинный поводок или электрошоковый ошейник). Одновременно это поможет вашему утверждению как лидера стаи и улучшит управление собакой.

Материнская агрессия

Как правило, материнская агрессия проявляется при защите щенков кормящими суками. Обычно достаточно покорные суки при наличии щенков могут стать очень агрессивными к людям и собакам. Эта агрессия, как правило, уменьшается по мере взросления щенков и отлучения их от груди.

Половая агрессия (агрессия половой конкуренции)

Для самцов всех видов животных характерна половая агрессия, смысл которой заключается в отборе наиболее подходящего отца для следующего поколения. Выраженность половой агрессии у самцов определяется мужским гормоном - тестостероном.

Кстати, большинство встреч кобелей заканчивается только демонстрацией угроз, если не вмешиваются владельцы. Но если какой-нибудь из владельцев решит предотвратить якобы назревающую драку, один из кобелей может решиться на атаку. При этом собаки могут укусить кого-либо из владельцев. Конечно, такой укус совершенно случаен, но все равно бывает больно. Содержание изолированно или прогуливание кобелей на поводках практически сводит к нулю половую агрессию.

Кастрация также значительно снижает половую агрессию.

Приобретенная (инструментальная) агрессия

Не смотря на то, что склонность к агрессивному поведению генетически обусловлена, если ее не развивать, то можно и не узнать, что ваша собака очень злобна. Часто, если собака демонстрирует агрессивное поведение по какой-либо причине и добивается благодаря этому желаемого результата, она сделает это снова. В качестве примера можно привести дрессировку служебных собак или собак-телохранителей. Некомпетентные дрессировщики формируют такую агрессию через болевые ощущения, но правильная дрессировка заключается в том, что агрессивное поведение является "игрой" для собаки. Тогда агрессия легко контролируется владельцем и правильно обученные собаки абсолютно дружелюбны, когда не несут службу.

Совершенно не факт, что приобретенная агрессия формируется только в результате специальной дрессировки на дрессировочной площадке. Часто во время выращивания и воспитания щенка владельцы или члены семьи бессознательно формируют у собаки этот тип агрессии. Например, вы вытираете собаке лапы, она вырывается и вдруг, в какой-то момент, рычит. Вы, хоть и не тщательно, но уже достаточно вытерли лапы и думаете: “Ну и бог с тобой. Вроде вытерла, тем более и тебе не нравится”. И оставляете щенка в покое. Вы считаете, что поступили разумно. Собака же считает, что вы перестали ее донимать только потому, что она зарычала. В следующий раз вы уже столкнетесь с агрессией, которой, не желая того, научили собаку. Или вы играете со щенком в игру под названием “а ну-ка отними” - перетягиваете игрушку. К этой игре почти все щенки относятся с азартом: активно хватают игрушку, вырывают ее, треплют и … рычат. Все это признаки игровой агрессии. Но в какой-то момент вы отдаете игрушку щенку, потому что вам наскучило или вы считаете, что щенок устал. А щенок считает, что он победил благодаря своим агрессивным действиям. И агрессия становится приобретенной – закрепляется и развивается.

Игровая агрессия

Игра для молодой собаки, это, прежде всего тренировка и, причем не по одному виду “спорта”. Во время игр молодые животные выясняют и устанавливают иерархические взаимоотношения, обучаются половому поведению, моделируют и тренируют навыки охоты, защиты и нападения, учатся “разговаривать” – понимать значение вокальных, мимических и пантомимических сигналов. И, что очень важно для будущего, формируют уровень, манеру, форму или норму, как хотите, взаимоотношений со своими социальными партнерами. Часто игры сопровождаются элементами агрессивного поведения. И если мы позволяем щенку играть с нами в “охотничьи” игры: хватать за края одежды, прикусывать за ноги или руки, играть грубо, это становится для него привычной формой общения с человеком. И когда наш мастифчик вырастает в мастифа и, продолжая играть (совершенно не желая вас обидеть!), берет в пасть нашу руку и дружески ее сжимает, синяк получается самый настоящий.

Чтобы избежать осложнений, учите щенка играть в спокойные игры и обязательно посредством игрушек. Запрещайте ему бесцеремонно и грубо обращаться с членами семьи.

strela1.gif (1756 bytes)  Наверх

 

Кто в семье главный?

И это главный вопрос, на который должен ответить владелец собаки, независимо от ее породы. Почему? Вспомните таблицу, характеризующую агрессивность собак к владельцу и членам его семьи (глава 1) и постулат об иерархической структуре стаи. Все дело в том, что если мы позволяем собаке занять высокий иерархический статус–пост в семье, она не только перестанет подчиняться требованиям домочадцев (ведь только лидер стаи или доминантный член стаи может управлять поведением), но и сама начнет корректировать поведение членов семьи (управлять поведением других один из главных признаков, прав и обязанностей лидера и доминанта).

Давайте смоделируем ситуацию. Примем как условие, что ваш пес занимает второе место в иерархической структуре вашей семьи после вас. Пока вы дома, вы управляете поведением семьи-стаи, и пес, лежит себе в сторонке и мирно посапывает. Вы уходите, и пес обязан (так говорят ему его гены и требует его статус) принять управление стаей на себя. Ваша мама решила пододвинуть его, лежащего на диване, чтобы присесть. Пес глухо зарычал – с его точки зрения субдоминант ведет себя некорректно. Ваша мама, конечно, не примет это всерьез и будет продолжать подталкивать собаку, а собака, не двигаясь с места, покажет клыки – если субдоминант не понимает легкого намека, нужно сделать его веским. “Ах, так!”, - сердится, наконец, ваша мама и легко шлепает собаку. И собака ударяет клыками зарвавшегося субдоминанта. С собачьей точки зрения все правильно – если не понимают ваших намеков, нужно переходить к действию. Именно так ведут себя доминирующие собаки в нормальной собачьей стае.

Если собака рычит на членов семьи или кусает их, это не значит что она имеет нарушенную психику или противный характер. Нет, просто она или лидер или доминирующий член стаи. И в другой, не конфликтной с ее точки зрения ситуации, она может быть милой, ласковой и любящей собакой.

Так что, если вы не хотите иметь конфликтов с собакой в семье, вы должны определить ее иерархический статус и научить правильному поведению с членами семьи.

Если у вас есть одна или несколько проблем из перечисленных ниже, ваша собака доминантна:

Если вы не хотите чтобы ваша будущая собака вела себя так, запомните эти проблемы и воспитывайте собаку так, чтобы они не возникли.

Многие собаки легко приспосабливаются к подчиненной роли в иерархической структуре семьи и не сопротивляются ей. Они легко подчиняются и не протестуют. Другие же собаки совсем не могут приспособиться к субдоминантной роли. Некоторые из них прирожденные лидеры и всегда сопротивляются воздействиям человека. Третьи собаки - социальные альпинисты (карьеристы). Они всегда ищут пути и стараются занять место как можно ближе к вершине лестницы семейной иерархии. Прирожденные лидеры и карьеристы могут стать "проблемными собаками" для людей неосведомленных о потребности собак в существовании иерархической структуры. Часто люди сами, не подозревая о том, поощряют собак занять место лидера в семье. Они обращаются с собаками как с равными социальными, а не субдоминантными партнерами. Они дают им привилегии свойственные только лидерам, например, сон в кровати или на диване. Они позволяют им не подчиняться командам.

Склонность к лидерству не связана с размером собаки. Даже крошечный чихуахуа может стать домашним тираном. Чаще, именно из маленьких собачек получаются лидеры, так как люди, считая их "щенками" (Маленькая собака, всегда щенок!) во всем угождают им.

По мнению зоопсихологов, лидирующие собаки, не только более уверены в себе, но и более интеллектуальны, чем собаки, занимающие средние и низшие ступени иерархической лестницы. Они могут хорошо себя вести с детьми и незнакомыми людьми. Все будет продолжаться хорошо до тех пор, пока их интересы не вступят в конфликт с интересами других членов семьи-стаи или пока кто-нибудь не заставит их делать то, чего они не хотят делать. В таких ситуациях эта замечательная собака начинает рычать и кусаться. Кстати, со стороны кажется, без видимых причин. А причина простая - никто не может управлять поведением лидера.

В настоящей стае не каждая конфликтная ситуация завершается дракой. Для того чтобы поставить субдоминанта на место достаточно специфической позы, косого взгляда или рычания. Если вдруг найдется глупая собака, которой захочется погрызть любимую кость лидера или занять его спальное место, лидер быстро напомнит ей кто она такая жестким пристальным взглядом или рычанием. Если собака глупа настолько, что не обращает внимания на эти признаки недовольства, лидер доказывает ее неправоту зубами. Такое поведение очень естественно для собак и является инстинктивным. Хотя, конечно, в человеческой стае-семье оно неприемлемо.

У собак есть врожденная потребность в иерархической структуре. Им необходима безопасность и уверенность в себе, что обеспечивает им знание их места в стае. Большинство из собак не стремятся быть лидерами стаи, но им важно, чтобы лидер в стае был. Лидер в стае, это гарант порядка, ясности и простоты. И если человек (вероятно, хозяин) не становится лидером, этот пост займет собака. Так диктуют ей ее гены. А если вы позволили собаке стать лидером, то вы можете надеяться только на ее милосердие. И это уже дело лидера, быть добрым королем или злым деспотом!

Если ваша собака не является лидером по отношению к вам (ее хозяину), но доминирует над одним или несколькими членами вашей семьи, это тоже не очень хорошо. Место собаки - в основании иерархической лестницы человеческой семьи.

Чтобы вернуть собаку на подобающее ей место, доказать ей, что она лишь собака, необходимо провести специальные занятия. 

strela1.gif (1756 bytes)  Наверх

 

Как стать лидером стаи?

Ваша собака постоянно наблюдает за вами, читает и по своему понимает язык вашей мимики, жестов и интонаций. Если вы ведете себя не как собачий лидер, она быстро перестанет вам подчиняться. Так что научитесь держаться и вести себя как лидер. Научитесь относиться к собаке как лидер. Такое отношение включает в себя доброжелательность, интеллектуальное превосходство, требовательность и властное отношение. Собака почувствует изменения отношений почти немедленно.

Понаблюдайте за тем, как ведут себя профессиональные дрессировщики. Для того чтобы добиться от собаки послушания, они держатся прямо, активно используют интонации голоса и особенности взгляда. Они обращаются с собакой мягко, но настойчиво, с любовью, но жестко - все почти одновременно. Большинство собак немедленно подчиняются им, потому что они видят поведение лидера.

Попробуйте перед зеркалом вести себя как лидер. Стойте прямо, плечи развернуты. Пройдите, сохраняя эту осанку. Попрактикуйтесь отдавать команды с новой интонацией - уверенно и немного низко. Не просите свою собаку сделать что-либо - приказывайте ей. Вы сами знаете, это звучит по-разному. И ваша собака тоже знает эти различия.

Запомните, как лидер вы имеете право устанавливать порядки и отдавать приказания. Ваша собака понимает это инстинктивно.

Для большинства собак это простое изменение в вашем поведении и дрессировка по какому-нибудь курсу послушания, а может быть и с помощью этой книги, будет достаточным аргументом. С собакой, которая уже стала лидером, рычала на вас или кусала, мало просто вести себя как лидер, придется повозиться. Прирожденные лидеры и социальные карьеристы сами никогда не откажутся от своего трона. Ваши внезапные изменения в поведении они воспримут с недовольством, как реальную угрозу своему положению, и могут вести себя более агрессивно. Собака-лидер инстинктивно будет бороться против "восстания рабов".

Собака-лидер уже знает, что может победить вас при помощи агрессии, поэтому агрессия с вашей стороны вызовет только усиление активности вашей собаки и вряд ли поможет вам. Пока вы не стали лидером, коррекция в виде встряхиваний, толчков, ударов, рывков не будет эффективной, но может быть опасной для вас. Собака-лидер ответит на ваше насилие тоже насилием!

Человек более разумен, чем животные, поэтому используйте интеллект! Вы также более настойчивы, чем ваша собака. Поэтому для начала попробуйте довольно эффективный и без болевых воздействий, способ изменения иерархического статуса вашей собаки. Но для того, чтобы этот способ оказался эффективным, все члены вашей семьи должны изменить свое отношение к собаке.

Вам предстоит серьезная работа. Собака, которая уже кусала или угрожала людям - опасная собака, независимо от того насколько вы любите ее.

Первые шаги или Начало переворота

И так вы решили доказать вашей собаке, что она собака, а не маленький человек в шубе из натурального меха. Ее мать учила ее когда-то как быть собакой и как подчиняться лидеру. Но в результате неправильного воспитания этот урок был забыт. А вы должны ей напомнить об этом уроке.

Собака-лидер не просит вас, когда ей что-нибудь нужно, она требует этого. Она сообщает вам, что хочет есть, что хочет выйти погулять, что хочет играть и баловаться и что хочет это прямо сейчас. А вы должны разъяснить ей, что с этого момента она должна заработать все то, что хочет.

Это, конечно, будет ударом по самолюбию вашей собаки, но она быстро поймет, что нужно делать. Например, если ваша собака не знает команды "Сидеть!", научите ее этому. И только после того как она выполнит команду, наградите ее словесной похвалой и кусочком. Не переборщите с похвалой.

Теперь, каждый раз, как только собака захочет чего-нибудь: поесть, проехаться на машине, прогуляться, поиграть, вашего внимания, дайте ей команду "Сидеть!" (помните, вы не должны ее просить, вы должны приказывать!). Когда собака подчинится, похвалите ее немного и, после небольшой паузы, дайте ей то, что она хочет, как положительное подкрепление. Если собака отказывается сидеть, отойдите от нее и перестаньте обращать на нее внимание. Помните, непослушание не должно приводить к положительным воздействиям на собаку - собака удовлетворяет желания только тогда когда подчиняется. Если вы считаете, что собака не подчиняется, потому что не понимает команды, потренируйтесь еще немного. Почувствуйте разницу между тем, когда собака не знает чего-нибудь или не умеет, и когда она игнорирует вас, упрямится или не подчиняется из "гордости".

Заставляйте собаку посидеть, прежде чем поставите перед ней миску с кормом, то же перед дверью, прежде чем отправитесь на прогулку, перед собой, прежде чем начнете с ней играть и прежде, чем дадите ей игрушку.

Если, уходя из дома, вы оставляете собаке корм в миске, перестаньте это делать. Перейдите на двухразовое кормление и только сами (!) решайте, когда вам покормить собаку. Заставьте сидеть собаку перед началом обеда. Если она не подчиняется команде - никакого обеда. Просто отойдите от собаки и не обращайте на нее внимание. Принесите миску позже и снова дайте команду "Сидеть!". Давайте команду низким твердым голосом.

Если собака уважительно относится к одним членам семьи и игнорирует других, пусть те, другие, начнут кормить собаку и делать все что описано выше. Научите их как вести себя с собакой и помогите им если нужно. Важно, чтобы все члены вашей семьи вели себя одинаково доминантно по отношению к собаке. Желательно, чтобы собака находилась на нижней ступени иерархической лестницы вашей семьи, это исключит агрессивно-конфликтные ситуации.

Вы знаете свою собаку и поэтому можете предположить и предугадать ее поведение в различных ситуациях. В начале воспитательной терапии избегайте конфликтов и корректируйте те моменты, когда собака ведет себя как лидер. Например, если собака лазает в мусорное ведро и рычит на вас, когда вы ругаете ее за это, сделайте мусорное ведро недоступным для собаки. Если собака любит выходить в дверь впереди вас, возьмите ее на поводок и посадите перед дверью. После небольшой паузы откройте дверь и по команде позвольте собаке выйти. Если ваша собака не подходит по команде подзыва, не позволяйте ей гулять без поводка. Без поводка вы не сможете контролировать ее поведение.

Ласка и внимание

Лидеры хотят, чтобы их любили. В реальной стае собак, подчиненные (субдоминанты) собаки всегда касаются, облизывают и всячески ухаживают за лидером. Таким образом, они подчеркивают свое отношение и подчинение. И, если вы перевоспитываете свою собаку, а ее поведение еще не улучшилось, сократите количество ласк и внимания. Когда собака требует внимания, заставьте ее посидеть (или полежать) и только после этого немного похвалите. Затем вернитесь к своим делам и не обращайте внимания на собаку. Если собака пристает к вам, скажите ей "Нет!" и еще некоторое время игнорируйте ее. Обращайте внимание на собаку, ласкайте и гладьте ее, когда вы считаете это нужным, а не тогда, когда этого хочет собака. Также не ложитесь и не становитесь на колени, когда ласкаете свою собаку - это тоже признак субдоминантности (подчинения). Старайтесь находиться всегда выше собаки в прямом и переносном смысле этого слова.

Игры

Прекратите с собакой все силовые игры. Эти игры создают у нее впечатление, что можно доминировать над человеком физически с использованием зубов. В собачьей стае эти игры более чем просто игры, они помогают установлению иерархической структуры, которая базируется на физической силе. Если вы владелец крупной собаки, то она, вероятно более сильна, чем вы. Грубые игры с использованием силы еще раз докажут ей это. А об этом не следует напоминать собаке, если вы пытаетесь ее перевоспитать.

Найдите новые формы игр: прячьтесь и предлагайте собаке найти вас (или членов семьи), разыскивайте предметы и игрушки, займитесь фрисби (летающая тарелка) и т.п. Помните, игру начинаете и заканчиваете вы, а не собака. Прекращайте игру, прежде чем она надоест собаке.

Пока щенок мал, не позволяйте ему становиться хозяином игрушек. Пусть каждый член семьи в любое время забирает у играющего щенка игрушку, а через 10-15 секунд снова предлагает ему поиграть с ней. Если щенок рычит, встряхните его за шиворот и отругайте.

У подросшей собаки забрать игрушку не так легко. В этом случае можно воспользоваться второй игрушкой, необходимой “на обмен”. Ваша задача, научить собаку отдавать вещь по требованию владельца и только. Если собака не желает совершать обмен, поиграйте со второй игрушкой у нее на глазах. Обычно это действует на собаку. Или научите собаку менять игрушки на “лакомство”. Если не удается “купить” игрушку, заставьте собаку немного поголодать, только и всего.

Где ваша собака спит?

Собака не должна спать в вашей спальне и на вашей кровати. Ваша спальня - это ваше логово - логово лидера. Собака-лидер, спящая в вашем "логове", начинает считать себя равной вам. Может быть, ваша собака уже спит на вашей кровати и рычит или кусается, когда вы пытаетесь согнать ее оттуда, поэтому пока вы ее не перевоспитали, не разрешайте ей заходить в спальню. То же самое касается диванов и кресел - исключите доступ собаки к ним, пока ее поведение не улучшилось.

Клетка - один из лучших способов перевоспитания лидирующей собаки. Это то самое место, где собака должна спать, есть и оставаться там, если вы хотите чтобы она успокоилась, и хотите напомнить ей, что она собака (см. главу о клетке).

Кормление

Если не хотите вырастить доминирующего щенка, не пускайте его на кухню и не кормите его со стола. Стол это большая миска, из которой едят только доминирующие члены стаи. И сначала едят доминанты, а потом все остальные. На время обеда семьи отправляйте собаку в другую комнату, на “место” или в клетку. На худой конец, кормите собаку одновременно с обедом всей семьи, но в другом помещении.

Если щенок рычит во время еды, кормите его, держа миску в руках. Или кладите пищу понемногу, и пока щенок ест, подкладывайте еще. Или, когда он уткнется носом в миску, предлагайте ему что-нибудь вкусное с руки, держа руку непосредственно над миской. Когда собака смирится с вышеописанными процедурами, забирайте миску во время еды и, на глазах собаки, подкладывайте туда пищу и снова возвращайте миску собаке.

Если вы упустили время и ваша подрощенная собака внушает некоторые опасения, не торопитесь. Для начала осуществите все другие не пищевые воспитательные мероприятия. И после этого попробуйте, например, вот что. Наполните миску, поставьте на край стола, чтобы собака видела, сядьте рядом на стул и подзовите собаку. Когда она подойдет, начните кормить ее с руки, каждый раз, демонстративно набирая пищу из миски. После трех-четырех упражнений, поставьте миску себе на колени и повторите урок. Затем кормите собаку, держа миску в руках. Будьте сами осторожны и тем более не позволяйте всем других членам семьи провоцировать собаку во время ее обеда.

Прогулки

Лидер ведет за собой стаю, это его право и обязанность. Таким образом, если хотите быть лидером первым выходите в дверь, первым спускайтесь по лестнице, на улице не идите за щенком, не тащитесь за ним на поводке. Чаще меняйте направления движения, заставляя собаку двигаться за вами. Используйте свои права, не передавайте их собаке. Только вы решаете, что можно обнюхать, к кому следует подойти и с кем нужно поиграть. Мелочь? Но очень важная при установлении взаимоотношений с собакой.

Мало стать лидером, надо им быть

И так, через некоторое время (очень разное для разных собак), вы стали генералом, но это не значит, что вы останетесь им навсегда. Вы решили основной вопрос - собака перестала использовать физическую силу в разрешении конфликтных ситуаций. Но успокаиваться рано. Да, есть собаки, которым одного цикла перевоспитания бывает достаточно на всю оставшуюся жизнь, но врожденным лидерам нужно постоянно напоминать об их действительном месте в семье-стае. Собакам - карьеристам также иногда придется напоминать о том, кто в доме хозяин, потому что они не оставят надежду пробраться поближе к лидеру.

Обучение послушанию

Как только ваша собака начала изменять свое поведение (не надо ждать окончательной победы), вам необходимо пройти вместе с ней на дрессировочной площадке курс послушания. Все собаки должны быть отдрессированы, но особенно это нужно собакам склонным к лидированию!

Курс послушания научит вас управлять вашей собакой. В процессе дрессировки вы станете лидером, научитесь, как правильно устанавливать правила и командовать, как завоевать уважение и поддерживать его. Вам будет необходимо познакомить всех членов своей семьи с правилами формирования поведения собак.

Должен вас огорчить, обучение подчинению не закончится после сдачи экзаменов. Только посещение дрессировочной площадки не сделает вашу собаку дрессированной. Команды послушания должны тренироваться в процессе ежедневной жизни. В собачьей стае лидер использует любую возможность для напоминания о своем статусе, чтобы усилить его. Некоторые навыки, например укладка, особенно эффективные, ненасильственные способы напоминание собаке о ее месте в иерархической структуре семьи.

Хорошо выдрессированная собака - счастливая собака. Собакам для полного счастья нужно работать в составе стаи, взаимодействовать с ее членами, и дрессировка обеспечивает удовлетворение этой потребности. Хорошо воспитанная собака позволяет вам быть более свободными. Вы можете бывать с ней в разных местах и сделать больше разнообразных вещей, потому что она знает как себя вести. Воспитанная собака безопасна для членов семьи и случайных прохожих.

strela1.gif (1756 bytes)  Наверх

 

Если Вы не любите, когда вас кусают

Иерархическая агрессия не единственная причина, по которой собаки кусают членов семьи. Укусы, как одна из форм общения, могут быть результатом воспитанной нормы поведения.

Для щенков кусаться очень естественно, тем более во время смены зубов, когда так чешутся десны. И многие владельцы и домочадцы не находят ничего плохого в том, когда щеночек прихватывает своими слабенькими челюстями руки или ноги. И более того сами предлагают щенку такие игры. Но, повторяясь, такое поведение становится привычным (как при дрессировке!). И у щенка формируется понятие: хочешь пообщаться или поиграть – иди и кусай. Но щеночек подрастает, его зубки растут, а жевательная мускулатура крепнет и со временем даже дружеское покусывание вызывает боль. А много ли надо детям или пожилым членам семьи? И все начинают обижаться на такое поведение собаки. А собака? А собака в страшном недоумении – так весело друг друга кусали в течение 6-8-и месяцев и, вдруг это стало плохо. Перевоспитывать собак, как и людей, сложнее, чем воспитывать. Не упустите время, не формируйте у собаки кусательного поведения. Справиться с годовалым ротвейлером труднее, чем с 2-х месячным щенком.

Игрушки! Игрушки и игры! Докажите собаке, что общаться с домочадцами можно только посредством игрушек. Играйте с собакой как можно чаще. Если она пытается укусить вас, тут же переориентируйте ее действия на игрушку и поиграйте с ней. Вот когда щенок принесет вам игрушку и, будет пихать ее вам, предлагая поиграть, поставьте себе оценку 5 – считайте, что один из подводных кинологических камней вы успешно преодолели.

Существует и более “собачий” подход. Как ведет себя собачья мамаша? Когда веселый сынок с острыми, как иголки зубами впивается ей в ухо, она с негодованием визжит. Щенок на секунду замирает озадаченный мамашиным воплем, но затем снова впивается в мягкое и вкусное ухо. Мамаша визжит еще громче, ощеривается, рычит и толкает сынка носом. Щенок, не имеющий опыта, принимает это за игру и следует еще одна атака. Это, наконец, выводит мамашу из себя, она хватает щенка за загривок и встряхивает его или ударяет зубами. Заметьте, хотя щенок и вопит, каких-либо повреждений ему не наносится. Как правило, такого урока бывает достаточно, и щенок отправляется искать партнера для игры с более развитым чувством юмора. И хотя, нам не нужно рычать на щенка или кусать его, но мы можем говорить на понятном ему языке (по собачьи), слегка изменив технику мамаши-суки. Когда щенок в следующий раз вцепится вам в лодыжку, завопите и погромче, даже если вам не очень больно. Оттолкните щенка, и, не принимая предлагаемую вам игру, отойдите от него. Несколько минут не обращайте внимания на собаку, а затем сами возьмите игрушку и предложите ей поиграть. Если такой урок не подействовал, возьмите щенка за шиворот, приподнимите слегка и потрясите, выговаривая и ругая низким (рычащим, с точки зрения собаки) голосом. Трясите его, пока он не перестанет сопротивляться.

strela1.gif (1756 bytes)  Наверх

САМ СЕБЕ АРТИСТ

 

Освоение цирковых номеров не только позволит вам развлечь гостей и знакомых, но и откроет для вас новые стороны своей собаки. Цирковая дрессировка это очень эффективный способ физического и интеллектуального развития, позволяющий общаться с собакой на качественно ином уровне. Тем более что многие собаки обожают похвалу, и им очень нравится выступать.

Приступая к цирковой дрессировке, помните, – артист обязан выступать с “куражом”. Во время выступления он должен быть радостен, весел, с удовольствием, желанием и азартом выполняя трюки. Собака, работающая “из-под палки” создает гнетущее впечатление. Поэтому, рассматривайте отработку трюков как большую игру.

Конечно, ниже описаны далеко не все трюки, которые способна освоить собака. Но они отражают общие закономерности построения и отработки номеров. Дайте волю своей фантазии и, пользуясь описанными способами, придумывайте новые номера.

“Дай лапу!”

Это очень простой трюк, потому что относится к естественному поведению собак. Вы, наверное, замечали, как часто щенки забавно поднимают лапы.

Посадите собаку и встаньте перед ней. Слегка наклонитесь к собаке и, произнеся “Дай лапу!” возьмите переднюю лапу собаки и слегка качните. Избегайте, особенно в начале обучения, сдавливания лапы и резких движений.

Опустите лапу и дайте собаке кусочек лакомства.

И все. Повторяйте как можно чаще, собакам это нравится.

Можно заставить собаку поднять лапу и подстукивая выбранную лапу изнутри, поближе к мякишам.

На основе этого простого трюка можно освоить более интересные номера. Например, научить подавать правую и/или левую лапы. Говорите просто “Дай правую лапу!” и берете правую лапу. Говорите “Дай левую лапу!” и берете левую лапу. Только не торопитесь.

“Ладушки”

Если вы научили собаку подавать лапу, а лучше лапы, легко научить собаку этой приятной игре.

Присядьте перед сидящей собакой. Подставьте (но не касайтесь) к левой лапе правую руку открытой ладонью вверх.

Скажите “Ладушки!” и подбейте левую лапу собаки своей левой рукой.

Не забудьте пододвинуть правую ладонь так, чтобы собака коснулась ее подушечками лапы. И тут же похвалите собаку.

Проделайте то же самое с правой лапой собаки, используя для этого левую руку. И опять похвалите собаку.

Когда собака, услышав команду и увидев открытую ладонь вашей руки, будет поднимать соответствующую лапу, переходите к следующему этапу – хвалите ее только за цикл: подъем правой и левой лап. А потом за два цикла, а потом за три цикла, но хвалите интенсивней.

Переворот

Прежде чем обучать собаку перевороту, необходимо научить ее укладываться по команде. И лучше начинать дрессировку на чем-нибудь мягком: травяной лужайке или покрытому ковром полу.

Способ наведения

Положите собаку.

Встаньте лицом к собаке и возьмите в правую руку “мишень” - что-нибудь такое, что очень нравится собаке. “Мишенью” может быть кусочек привлекательной для собаки пищи или ее любимая игрушка.

Привлеките внимание собаки к “мишени”, дайте команду, например, “Вертись!” (команду можно придумать любую), и, совершая круговое движение рукой с “мишенью”, ведите за ней собаку. Движения рукой не должны быть резкими и быстрыми, иначе собака не поймет вашего желания или не успеет за рукой и потеряет интерес к “мишени”. Ведите собаку за “мишенью” в прямом смысле этого слова.

Следуя за “мишенью”, собака перевернется на спину, а затем снова на живот. Для некоторых собак переворот со спины на живот, может представлять трудность. Таким нужно осторожно помочь рукой, не делая резких или болезненных толчков.

Как только собака перевернется на живот, отдайте ей “мишень”. И более того, если “мишенью” была пища, еще подкормите собаку, а, если игрушка, поиграйте с собакой.

Повторяйте описанное упражнение, как только у вас появится свободная минута, постепенно вводя усложнения. На 5 – 7-м занятии попробуйте управлять собакой без “мишени”, а только движением руки. Если не получается, помогите собаке руками. Но как только собака совершит то, что нужно, обязательно подкрепляйте это игрой или лакомством. В итоге, вы должны управлять собакой именно движением руки, а не “мишени”. Следующим усложнением является увеличение паузы между совершением переворота и подкреплением. Увеличивайте это время постепенно.

Можно научить собаку переворачиваться 2 – 3-и и более количество раз подряд, прибавляя повороты по одному, задерживаясь на этапах 2 – 3-и дня.

Не торопитесь, не раздражайтесь, не переутомляйте собаку и у вас все получиться.

Способы пассивной флексии и наталкивания

Уложите собаку.

Встаньте лицом к собаке, дайте команду “Вертись!” и, совершая круговое движение левой рукой, правой мягко толкните так, чтобы собака легла на бок. Можно положить собаку без толчка, мягким давлением ладони.

Когда собака ляжет на бок, повторите команду голосом и жестом, возьмите правой рукой за нижнюю лапу и мягко (!) без резких движений и рывков, переверните собаку на другой бок.

Еще раз повторите команды и подтолкните собаку так, чтобы она снова легла на лапы.

Дайте собаке несколько кусочков лакомства и поиграйте с ней.

Со временем все меньше и меньше помогайте собаке, добиваясь от нее самостоятельных действий. За ее самостоятельные движения, хвалите больше.

Скажи “Гав!”

Техника отработки этого трюка, такая же, как при отработке навыка по команде “Голос!”.

Легче всего заставить собаку лаять таким образом:

Возьмите собаку на поводок и держите его в левой руке. Посадите ее рядом с собой, так чтобы потом можно было повернуться к ней лицом, и наступите левой ногой, натягивая поводок так, чтобы, собака не смогла высоко подпрыгнуть.

Выньте из кармана заранее приготовленную “мишень” и, показывая ее собаке, то, приближая к носу, то, отводя, но, не давая схватить, произносите нужную команду. Например, “Скажи “Гав!”.

Возбуждайте собаку движением правой руки с “мишенью”. 90% собак рано или поздно залают в такой ситуации.

Как только собака залает, тут же подкрепите это поведение отдачей лакомства или веселой игрой с игрушкой.

Повторяйте описанное упражнение как можно чаще. Через некоторое время убирайте “мишень” и управляйте собакой пустой рукой.

Используя этот трюк, как базовый, можно научить собаку “говорить тише”, “говорить громче”. Технически это не сложно, но потребует времени. После того, как вы научили собаку “разговаривать”, вызовите лай и, подавая несколько раз команду, например, “Говори тише!” дождитесь. Как только хотя бы немного громкость лая понизится, подкрепите это лакомством или игрой. Действуйте в этом направлении, буквально по “миллиметру” повышая требования. Рано или поздно собака поймет, что вы от нее хотите.

“Служи!”

Этот трюк освоить легче собакам не крупных пород, без длинного и мощного хвоста.

Приготовьте “мишень” (способ наведения описан выше) и посадите собаку. Возьмите “мишень” в левую руку, присядьте перед собакой, а правую руку поместите так, чтобы она находилась между передними лапами собаки и ее корпусом.

Дайте команду, предъявите “мишень”, так чтобы она была над головой собаки, а правой рукой, движением вперед и вверх, приподнимите передние лапы. Не делайте резких движений, иначе собака может упасть и испугаться.

В начале не убирайте правую руку, давая собаке возможность опираться на нее. И для первых занятий достаточно сохранять позу 2 – 3 секунды. После этого отдайте собаке “мишень” и поиграйте с ней.

Постепенно увеличивайте время сохранения позы и постарайтесь убирать правую руку. Делайте это не сразу, хваля собаку за те мгновения, когда она сама сохраняет равновесие.

“БА-БАХ!”

или выстрел пальцем

Трюк заключается в том, что вы делаете вид, что стреляете своим указательным пальцем в собаку, а собака делает вид, что умирает.

Сначала уложите собаку командой, затем “бабахните” в нее и осторожно переверните на бок. Задержите ее в таком положении на несколько секунд, почесывая живот или, оглаживая, или скармливая кусочки пищи. Затем, к примеру, громко скажите: “Оживай!” резко встаньте, увлекая своим примером собаку, и весело с ней поиграйте. Бурное оживление придаст этому трюку особый оттенок.

Повторяйте описанное упражнение почаще, постепенно снижая физическое воздействие на собаку. Не торопитесь, и со временем она сама начнет переворачиваться на бок. Как только это произойдет, попробуйте “стрелять” в собаку, когда она стоит. При этом будьте осторожны и не роняйте собаку грубыми толчками.

ПОДАЧА ПРЕДМЕТА

или аппортировка

Навык подачи предмета является сложным, по одной команде собака должна (1) побежать за предметом, (2) взять его в пасть, (3) поднести к дрессировщику и (4) не выпускать из пасти до тех пор, пока дрессировщик не позволит этого сделать.

Навык гораздо легче формируется во время игры (игровой способ дрессировки) и, если ваша собака еще молода, не упускайте времени. В игре, когда она проводится без поводка, можно научить собаку бежать за предметом, брать его в пасть, достаточно долго носить и подавать дрессировщику. Очень важно дать понять собаке главное правило такой игры - она продолжается, если предмет приносится дрессировщику. На этом этапе просто опасно играть с собакой в догонялки - не бегайте за ней, не пытайтесь поймать, как бы это ни было весело. В последствии научить такую собаку подходить с предметом к дрессировщику будет трудно.

Если играть с собакой на поводке, процесс научения сокращается. При этом собаку легко научить брать предмет в пасть и отдавать его по команде, носить его при движении рядом с дрессировщиком, садиться и сидеть с предметом в пасти. Предмет для такого способа дрессировки лучше выбирать достаточно большой, чтобы удобно было брать его рукой, когда собака держит его в пасти. А для того, чтобы заинтересовать собаку в предмете и вызвать желание взять его в пасть, нужно играть предметом самому, повторяя команду "АППОРТ!". Когда собака возьмет предмет, можно попытаться (но только попытаться) отнять его, побегать, походить с собакой и по команде "ДАЙ!" забрать предмет, обменяв его на лакомство, или одной рукой взяться за предмет, раскрывая пасть собаки другой рукой. Постепенно время ношения предмета увеличивают и вводят посадку собаки.

Такой способ хорош, но только для тех собак, у которых выражена игровая мотивация. Если предложенный способ не устраивает собаку, навык осваивают по его элементам и только затем объединяют их.

Самым, пожалуй, сложным является вызвать у собаки желание взять предмет в пасть. Для начала можно попробовать использовать варианты способа инициации врожденного поведения - хватать то, что убегает, и брать пищевые объекты в пасть. Например, можно привязать к предмету шпагат и сделать игрушку почти живой. Или взять кость (типа "мосол") и сначала работать с ней в естественном виде, а потом поместить в матерчатый чехол. Или, отрезав кусок не толстого резинового шланга, проделать в нем поперечные отверстия, а отверстия с торцов закрыть деревянными пробками, предварительно положив в полость шланга сыр, мясо, колбасу или нечто подобное.

Вот как иллюстрирует применение этих способов в 19 веке известный французский дрессировщик Р. Домманже (“Дрессировка Фрама и письма к дядюшке Клодомиру”, Харьков, Киев Всеукраинский союз охотников и рыболовов, 1930; Переиздание: Новгород, “СММ”, 1993):

“Будем дрессировать с подачей, но подачей разумной. Мы находимся во дворе или в комнате, в руках у нас маленькая поноска, подносим ее Фраму, как игрушку, и бросаем в нескольких шагах, произнося “подай”; если он пойдет за ней и принесет нам ее - отлично; чтобы позабавить щенка, мы потрясем немного поноску, которую он держит в зубах; в момент, когда собака разожмет челюсти, мы вытаскиваем поноску и всовываем ей в рот подачку; помашем снова перед носом щенка поноской и повторим раза два-три ту же операцию; мы знали собак, которые с первого урока соединяли в своем уме идею о поданной вещи с идеей о подачке.

Если щенок не обращает внимания на поноску, мы привязываем ему к ошейнику шнурок, открываем ему тихонько пасть и вкладываем туда поноску, удерживая ее левой рукой; спустя несколько секунд мы вынимаем правой рукой поноску и награждаем щенка.

В продолжении всего этого урока, мы держим подачку между большим пальцем и остальными, вытянутыми и сжатыми, и стараемся просунуть ее снизу поноски прямо в зубы щенку таким образом, чтобы внушить ему, что, положив последнюю нам в руки, он тем самым заставит появиться из поноски лакомство.

По той же причине некоторые дрессировщики превозносят употребление в качестве поноски мешочка, в который вложен ломтик сыра.

Когда мы достигнем того, что щенок будет держать поноску во рту, мы заставим его следовать за нами на сворке, затем неожиданно возьмем от него поноску и наградим его. Если щенок уронит поноску, мы снова вложим ее ему рот прежде, чем взять ее от него окончательно и наградить его.

Только когда щенок будет охотно нести поноску и проявит даже известное желание отнять ее у нас из рук, мы начнем бросать ее в нескольких шагах, подзадорив предварительно Фрама, помахав ею у него под носом.

Отсутствие успеха всегда является как следствие желания быстро идти вперед. Пока щенок считает работой, а не удовольствием держать поноску,- момент, когда можно будет посылать его за нею, еще не настал.”

Или, посадив собаку рядом с собой, левой рукой раскрывают пасть, подают команду и вкладывают предмет в пасть. Необходимо немного придержать пасть, а после команды "ДАЙ!" забрать предмет. Постепенно время удержания предмета увеличивают. В зависимости от прикладываемых усилий, действия дрессировщика можно назвать способом пассивной флексии или способом наталкивания.

Если очень голодной собаке вложить предмет в пасть, а затем поменять его на пищу, собака после этого станет так активно хватать предмет, что останется только подкармливать ее не сразу, а после небольшой выдержки, давая понять, что предмет надо не просто схватить, но и держать. Со временем выдержку увеличивают. Когда собака начинает охотно брать предмет с руки, руку, с предлагаемым предметом, опускают все ниже, и, наконец, кладут на землю, а затем рядом с предметом, потом кладут только предмет, сразу убирая руку. Когда и этот этап будет освоен, предмет начинают постепенно отбрасывать все дальше.

Вторым элементом навыка является научение собаки переноске предмета. Для этого (после того как собака научилась брать предмет по команде) с ней пытаются пройти некоторое расстояние на поводке. Если при этом собака бросает предмет, применяют отрицательное подкрепление - грозно ругают или даже шлепают, после чего привлекают внимание собаки к предмету, а когда она возьмет его в пасть, меняют гнев на милость и закрепляют поведение собаки условным положительным подкреплением.

Затем приучают собаку к остановке и посадке с предметом в пасти.

Может оказаться полезной отработка подхода собаки с предметом к дрессировщику. Для этого командой фиксируют собаку в положении "сидеть" (с предметом в пасти), отходят от нее и (после небольшой паузы) подзывают ее: "АППОРТ!" - "КО МНЕ!".

Когда составные части навыка подноски предмета отработаны, их объединяют и отрабатывают навык целиком. Вначале снижают требования к выдержке и бросают предмет не далеко, постепенно приближая выполнение навыка к требованиям испытаний. И лучше всего отрабатывать навык с использованием длинного поводка.

И, наконец, об аппортировочном предмете. Он может быть любым, но удобным для взятия собакой с земли и его подноски. Он не должен быть игрушкой, которую можно грызть или трепать. Когда собака начнет безотказно носить один тип предметов, хорошо переключиться на другие. А в итоге предложить собаке поиск "потерянного" предмета, то есть поиск без визуального контроля, или выборку своего предмета из кучи чужих.

.WB01514_.gif (256 bytes)   В главное меню                                                                                                  strela1.gif (1756 bytes)  Наверх

 

e-mail1.gif (2587 bytes)

Сайт создан в системе uCoz